loading...
close

От производителей потребуют аргументировать рост цен

18:46 27.08.2015 Views164 Версия для печативерсия для печати
Наиболее крупные российские ритейлеры, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), согласовали список требований к поставщикам и производителям, которые могут быть приняты в качестве весомых аргументов в пользу повышения цен на поставляемые ими товары и продукты питания. Вполне возможно, что в этой ситуации некоторым производителям придется  раскрыть себестоимость своей продукции, считают эксперты. При этом Ассоциация отчасти пошла на уступки. Если раньше срок рассмотрения заявки на повышение цены составлял 3 месяца, то теперь его  сократили до 30 дней. Со своей стороны участники АКОРТ гарантируют, что даже приняв партию товара по новой цене, лежащую у них на складе аналогичную продукцию из прежних поставок они будут реализовывать по прежней стоимости. Все это происходит под предлогом борьбы за права покупателей. Главный вопрос в том, что будет впереди: телега или лошадь? То есть производитель сначала поднимет цену, а потом будет доказывать, что его шаг обоснован? Или же, прежде всего, будет защищать свое право пойти на тот шаг? «В первом случае это превращается в колоссальное административное упражнение, которое, по моему мнению – неуправляемо. – сказал «Народным новостям»  президент группы компаний «Амбика-агро» Михаил Орлов. – При втором варианте – понятно, что мера не будет эффективной. В конечно итоге все поднимут цены. Иногда их рост будут контролировать. Изредка кого-то показательно наказывать. Но не более того». С одной стороны, доказать необходимость повышения цены достаточно легко. Особенно если у поставщика или производителя в его цикле есть четко обозначенная доля затрат в твердой валюте. Тут все ясно: при девальвации рубля если ты не поднимешь цену – то обанкротишься. Потому что будешь не в состоянии оплатить свои затраты. В полном объеме эта ситуация распространяется и на тех, кто брал кредит в валюте. Но одно дело когда поставщик закупает свой товар за границей, где это не запрещено. Тут есть четкое обоснование роста цен прямыми валютными расходами. Но у большинства отечественных сельхозпроизводителей такие траты скрыты. К примеру – он за рубли закупает удобрения или корма, которые кто-то другой покупает за валюту. Но их цена растет. Как быть в этой ситуации? Как доказать, что и ты страдаешь от падения курса рубля? А удобрения – это очень большая доля себестоимости, например, тонны пшеницы. Вот и возникает вопрос: как такие меры реализовывать? По мнению экспертов, опрошенных «Народными новостями», в этой ситуации сходу появляются подозрения о возможности субъективного подхода. И, как следствие – коррупции. «Я отношусь к той категории людей, которые не особенно верят в эффективность контроля цен. Я считаю что рынок, следуя теории «невидимой руки» гораздо сильнее любой административной махины. – уверен Михаил Орлов. – Я понимаю, что хлеб – это базовое питание малообеспеченного слоя населения. Но с другой стороны я как производитель пшеницы сталкиваюсь с тем, что при дешевеющей нефти каждую неделю дорожает ГСМ. Может тогда начать с этого? Самая большая беда, что от цены на прилавке сразу проводят прямую к сельхозпроизводителю.  Но на самом деле надо идти гораздо выше вверх по этой цепочке добавленной стоимости. Уверяю вас, что если блокировать хотя бы две позиции – удобрения и ГСМ, то уже будет легче». У отечественных производителей есть еще одна серьезная проблема. На протяжении предыдущих 15 лет курс рубля был относительно стабилен. И очень многие начали брать кредиты в валюте. Сегодня это оказалось смертельным для большинства. Естественно, такие производители попытаются максимально передать свои растущие долги рынку. И тут многое будет зависеть от того, насколько  сильна конкуренция. Будет ли у такого производителя возможность поднимать цены до необходимого ему уровня. «К решению этой проблемы есть два подхода: либеральный и государственный – считает Михаил Орлов, – Первый – не можешь обслуживать кредит, твои проблемы, становись банкротом. Второй –  через государственные банки типа «Россельхозбанка» или «Сбербанка» конвертировать валютные долги в рубли по приемлемому курсу. Но у этой медали есть оборотная сторона – серьезный удар наносится уже по самому банку. Значит, за этим должен стоять бюджет». Все опрошенные «Народными новостями» эксперты единодушны в одном: если просто смотреть на стоимость товаров на прилавках и говорить поставщикам, что они не имеют права поднимать цены, это приведет лишь к увеличению количества банкротств. Соответственно уменьшится предложение. Но спрос на базовые товары останется на прежнем уровне, что в свою очередь приведет к подорожанию продуктов. «Цена – лишь следствие болезни. Ее проявление. Лечить надо первопричину» – заключает Михаил Орлов. – Тогда температура-цена пойдет вниз».
Оставить Комментарии

Новости партнеров


Загрузка...
Закрыть