loading...
close

РФ вернула в Арктику уникальные перехватчики МиГ-31

17:21 25.09.2015 Views1629

«Тридцать первые» возвращаются в Заполярье

Корреспондент «Народных новостей» побывал на ожившей авиабазе в Нарьян-Маре и пообщался с лётчиками.

Холодный осенний ветер гоняет по тундре дождь, который вот-вот превратится в мокрый снег. Ненцы угоняют «на зимние квартиры» оленей. Полноводная Печора готовится замерзать, а над тёмной, хищной водой одна за другой проносятся стремительные тени наших МиГов. «Тридцать первые» вернулись в Арктику спустя четверть века.

— Такого не было лет двадцать-двадцать пять, — рассказывает сотрудник местного аэропорта, пожилой усач Фёдор Никитич. Бывшего военного в нём выдаёт выправка и чёткая речь.

— Раньше Русскую Арктику защищали две армии ВВС и ПВО, 10-я и 14-я. К началу XXI века почти всё развалили. Но вот теперь вернулись МиГ-31, — глядишь, и аэродромы расконсервируют.

Над взлётно-посадочной полосой нарастал гул двигателей. Один за другим взлетают и садятся МиГи. «Тридцать первых» до сих пор боятся на Западе, и совершенно обоснованно.

Им защищать Русский Север

Эти самолёты создавались для защиты воздушного пространства СССР. Как известно, кратчайшее направление для удара по нашей стране со стороны США — это Арктика. Через неё проходят трассы стратегических бомбардировщиков американских ВВС, которые могут быть направлены в РФ в случае войны.

Более 22 тысяч километров наших северных рубежей в советские годы защищали именно МиГ-31. Перехватчики эти до сих пор уникальны, аналогов им нет ни в российской авиации, ни на Западе.

Группа из четырёх таких самолётов может держать под контролем более 800 км воздушного пространства. Полки МиГ-31 — это своего рода спецназ ПВО.

Крылатая элита

Пилоты, способные управлять высотными перехватчиками — элита авиации. Они идут отдыхать после нескольких часов, проведённых в небе.

...Майор, капитан, подполковник — улыбаются и просят сфотографировать их вместе.

Завидев «фотосессию», подключаются и молодые лейтенанты. И вот уже на фоне моросящего дождика выстраиваются около дюжины пилотов и штурманов, техников и механиков. Подбегает собака, ложится к ногам. На небе показывается ненадолго солнце, а над Северным Ледовитым океаном мы внезапно замечаем радугу.

МиГ-31 способен выходить в ближний космос и работать против целей фактически на орбите! Рабочий потолок самолёта — 25 км. Машина даже может выводить на околоземную орбиту противоспутники, рассказывает мне капитан Юрий Ф. Он с детства, проведённого в сибирской деревне под Омском, «болел» звёздами, космосом, а в итоге стал пилотом. Подумалось, что лётчики «тридцать первых» — почти что космонавты, так что тот мальчик Юра из «девяностых», мой ровесник, родившийся на излёте советской эпохи, таки исполнил свою мечту.

Алексей С. рассказывает, пошёл в училище в голодные для его малой родины годы. Как совершил первый полёт, как получил первую, тогда ещё совсем небольшую, зарплату российского военного лётчика.

Сегодня пилот ВВС получает от 70 до 120 тысяч рублей в месяц. Это чуть меньше средней зарплаты гражданских лётчиков, а специфика работы — совсем другая. На фоне среднероссийских зарплат или размера военного довольствия «девяностых» звучит обнадёживающе. Однако не в деньгах дело.

Под крыльями «тридцать первых» — небо Арктики

— Всё это неважно, ведь кроме нас, экипажей «тридцать первых», у российского неба никаких перехватчиков нет, понимаете? Так что нам как воздух нужны и самолёты, и люди, способные ими управлять, — подключается третий лётчик, Михаил, или «дядя Миша», — многие «тридцать первые» уже выработали свой ресурс, их списывают десятками. А новых самолётов не делают, замены же МиГ-31 пока нет. И надо что-то делать, пока мы можем ещё передать опыт...

Подполковнику далеко за 40. Лётчик, только что управлявшийся с 50-тонной махиной на скорости, которой не достичь новейшим самолётом ВВС США, говорит, что в этом вопросе чувствует себя бессильным... И обращается ко мне так, будто публикация сможет помочь восстановить производство самолётов.

...Они идут отдыхать, а я, глядя на отснятые карточки, вспоминаю фотографии Гагарина и Титова. Есть что-то неуловимо похожее, и не только из-за вечных кожаных курток и фуражек. Быть может, из-за глаз — вот они, серые, детские, на Смоленщине или на омской земле; а вот — смотрят на землю с высоты в пару десятков тысяч километров.

Полярные аэродромы восстановят

К 2017 году Минобороны РФ решило вернуть МиГи в Арктику, восстановив военные аэродромы вдоль полярного круга.

Стратегия восстановления авиабаз — одна из частей плана по созданию пятого военного округа в Арктике.

Речь идёт об объединённом стратегическом командовании (ОСК) «Север».

Земля Франца-Иосифа, Тикси, Нарьян-Мар, Новосибирские острова, Амдерма, Анадырь, Рогачёво и Нагурская... К 2025-му — более 100 военных аэродромов, в том числе в Крыму, Белоруссии и Армении.

Охранять наше небо в Арктике будут именно МиГ-31.

МиГ мечты о небе

Механик Владимир Михайлович работает с МиГами уже более 30 лет.

— Самолёт надёжный, хотя и не самый простой. Главное — чтобы про машину не забывали, у неё высокий ресурс, а у нас — огромный опыт. Важно, чтобы было, кому его передать. Конечно, если бы самолёты снова начали производить, было бы проще обучать людей. Ну а желающие найдутся, будьте уверены. Русский народ одержим мечтой о небе!

И усатый механик вдруг совершает нехилый исторический экскурс, вскользь упоминая даже начало «Андрея Рублёва» Тарковского, где мужик-самоделкин поднялся в небо...

В его словах есть доля правды, сегодня скорее горькой: до развала Советского Союза наша страна располагала крупнейшим в мире авиапарком. Самолёты — пускай это были примитивные Ан-2 — летали практически в каждую деревню, где был аэродром.

Аналогов в мире нет!

МиГ-31 — сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего действия. Он предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей. Самолёт был принят на вооружение в 1981 году. Натовское обоззначение самолёта — Foxhound («лисья гончая»).

МиГ-31 создавался на базе МиГ-25, который установил несколько мировых рекордов.

Экипаж 50-тонного самолёта (это больше чем у танка Т-90!) — два человека, пилот и штурман.

Основное вооружение — уникальные ракеты «воздух-воздух» Р-37, до сих пор непревзойдённые и способные уничтожить цель на расстоянии в 200 км.

«Лисья гончая» способна «унюхать» и сопроводить восемь целей одновременно, а по четырём — одновременно вести огонь.

«Тридцать первый» создавался в 1970-х, однако и сегодня он остаётся самым высотным и быстрым в своём классе.

Новая жизнь старого перехватчика

Было построено 500 таких самолётов, однако после «утилизационной горячки» 1990-х их осталось порядка 250, из которых боеспобны чуть больше половины. Производство МиГов остановлено больше 20 лет назад. Самолёта-преемника МиГ-31 пока нет. Впереди — только перспективы модернизации стареющего авиапарка и предложение вице-премьера Дмитрия Рогозина о возобновлении производства машин.

В конце августа нижегородский завод «Гидромаш» заявил о планах наладить в этом году производство шасси для МиГ-31.

Ранее Воздушно-Космических сил РФ генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что опытно-конструкторские работы по разработке перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП), который в будущем сменит МиГ-31, начнутся не ранее 2019 года.

Как рассказал «Народным новостям» источник в РСК МиГ, отработка некоторых систем нового перехватчика возможна и на базе МиГ-31. Речь идёт в частности о разработке и модернизации системы РЛС «Заслон».

По словам источника, о возобновлении производства самолёта говорить пока не приходится, «это слишком сложный процесс для нашей промышленности, особенно в её текущем состоянии».

Ужинаем (а кормят здесь на убой, разнообразно, вкусно и, по выражению механика, «нажористо!), и часть лётчиков отправляются на вечернюю тренировку.

Огромные тёмные силуэты, столп огня из двигателей Д-30 Ф6, — и вот уже «лисьи гончие» набирают высоту, оглушая отвыкших от шума моторов песцов и оленей.

Военные перехватчики вернулись на Русский Север. Наша Арктика вновь под крылом МиГ-31.

Автор: Дмитрий Чайка
Оставить Комментарии

Загрузка...
Загрузка...

Новости партнеров

Закрыть