loading...
close

Что почем: дорогой ты наш бензин

18:43 21.10.2015 Views229

Цена литра топлива – одна из самых животрепещущих тем в России. Причем, не только среди автомобилистов. Стоимость топлива составляет немалую часть в сельскохозяйственном производстве. Она в влияет на конечную цену продуктов в магазине, куда их доставляют на машине. От нее зависят тарифы общественного транспорта и цены авиабилетов. В общем, куда ни посмотри – все завязано на топливо.

Один из самых риторических вопросов – почему в нашей стране, которая является одним из крупнейших мировых нефтедобытчиков, бензин так дорог? Хотя, казалось бы, за последние два года он заметно «похудел». Как посчитали склонные с юмором относиться к окружающей их действительности россияне, если в 2013 году литр 95-го перевалил за психологическую отметку в 1 доллар, то сегодня он едва дотягивает до 60 центов. Правда, в рублях топливо за это время лишь прибавило.

«После начала кризиса и введения санкций, многие продукты питания подрожали процентов на 15 – 20, а бензин за этот же промежуток времени поднялся в цене всего на 5%. – рассказал Nation-news.ru первый вице-президент Российского топливного союза, президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин. – Получается, топливо дорожает не так уж сильно. Другие виды услуг и товаров в разы опередили его. И опять же – с чем сравнивать. На Украине еще до всех событий бензин был дороже, чем у нас. Про Европу вообще говорить нечего».

Так от чего же зависит цена топлива? В мире вряд ли найдется две страны, где цены формировались бы по единому принципу. Самое дешевое топливо – в Венесуэле. Там за литр просят всего 2 американских цента. Самый дорогой бензин в Норвегии – 2 евро. И та, и другая страна являются одними из самых активных игроков на мировом рынке энергоресурсов. В США бензин примерно на 20 дешевле, чем в России, хотя по нефтедобыче мы опережаем Америку. В общем – единого алгоритма нет.

Но абсолютная цена мало что говорит стороннему наблюдателю. Европейцы любят повторять: не важно, столько стоит топливо, главное – сколько литров я могу купить на свою зарплату. Но провести относительный анализ довольно трудно. Кроме собственно зарплат и цены топлива в нем принимают участие стоимость жилья, продуктов, прочие накладные расходы, суммы налоговых отчислений. Так что давайте попытаемся просто разобраться: из чего формируется цена бензина в нашей стране?

«Если раскладывать стоимость на составляющие, то в нее входит все, от добычи и переработки, до доставки конечному потребителю. – рассказал Nation-news.ru первый вице-президент Российского топливного союза, президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин. – Но более 60% из конечной суммы – налоги и акцизы. Это то, что забирает себе государство. В других странах этот показатель доходит до 40. Сегодня трудно сказать, когда установился такой баланс. Система налогообложения меняется не сильно».

Налоги – это бюджет, доходы которого зависят от объема энергоресурсов, проданных на внешнем и внутреннем рынках. В бюджеты разных уровней добытчики «черного золота» платят: налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. Таким образом, из конечной цены бизнесу: добытчикам, переработчикам и продавцам остается порядка 40%.

В них входит собственно цена сырой нефти, которая составляет порядка 15%. 10% забирает переработка и оставшиеся 15 – дистрибуция.

Конечно, государство может влиять на конечную стоимость топлива. Один из самых распространенных способов – дотации. В той же Венесуэле цены на бензин не меняются уже 17 лет. Несмотря на то, что экономика Венесуэлы все эти годы испытывает серьезные трудности, Каракас предпочитает не раздражать уставший народ. Но экономике от этого нелегче. А возможно, именно поэтому ей и не легче.

Характерная особенность российского рынка энергоносителей заключается в том, что нефтяные компании предпочитают экспортировать нефть, поскольку чем выше мировая цена, тем выгоднее ее продавать за границу и тем менее доходно перерабатывать ее внутри страны. Чтобы большая часть нефти перерабатывалась в России, правительство в прежние годы повышало экспортные пошлины. Эти меры позволяли если не снизить цены на бензин, то остановить их рост.

В этом году Минфин планировал пойти на так называемый большой налоговый маневр. С одной стороны, ведомство Антона Силуанова собиралось снизить экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты, а также акцизы на бензин, одновременно повышая ставку Налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом, Минфин намеревался подстраховаться на случай падения объемов продажи нефти за рубеж. Предполагалось, что при сохранении статус-кво между продажей и добычей, нефтяные компании останутся при своих. Но в связи с трудностями формирования бюджета на 2016 год, налоговый маневр решено было проводить не в полном объеме. Пошлину снизят на величину, меньше планируемой, а вот ставки НДПИ понимут на заданную высоту. Таким образом, с нефтянки получат дополнительные отчисления в бюджет. Можно предположить, что в таких условиях дешеветь бензин не будет.

И напоследок больной вопрос для обладателей дизельных автомобилей: почему цена солярки не только сравнялась, а порой и превышает стоимость 95-го бензина?

«Дизельное топливо и бензин в производстве стоят практически одинаково. – отвечает Олег Ашихмин. – Это раньше солярка была дешевле в России, при том, что во всем мире они стоили одинаково. Сейчас наша страна подошла под общие стандарты и цена выровнялась».

Оставить Комментарии

Загрузка...

Новости партнеров

Закрыть