loading...
close

Airbus А321: основные версии крушения самолета «Когалымавиа»

16:37 02.11.2015 Views508 Версия для печативерсия для печати

Истинную причину катастрофы Airbus A321, разбившегося рано утром 31 октября на Синайском полуострове, установит следствие. Однако уже сегодня можно выделить несколько основных версий трагедиии просчитать их вероятность.

При подобных катастрофах выбираются, как правило, три генеральных направления: внешнее воздействие, техническая неисправность и пресловутый человеческий фактор.

Мысль о внешнем воздействии была первой, которая приходила в голову после получения известия о катастрофе. Синайский полуостров – не самый спокойный район Египта. Армия давно проводит там операцию по зачистке от боевиков. Столкновения обострились после свержения предыдущего президента страны. К тому же не так далеко Сирия, где обосновались террористы из запрещенной в России организации «Исламское государство», против которых ВКС уже более месяца проводят боевую операцию. Совсем под боком неспокойный Сектор Газа. Так что версия о сбитом боевиками в качестве мести авиалайнере выглядела, на первый взгляд, вполне убедительно. Но она отпала сама собой, когда появились первые подробности, и стало известно, что к моменту начала падения А321 занял эшелон 10 тысяч метров. Ни один ПЗРК на такой высоте самолет не достанет. Так что появившееся вскоре заявление представителей ИГ об их причастности к катастрофе доверия не вызывают.

Тем не менее, уже в день трагедии несколько авиакомпаний заявили о временной приостановке полетов своих лайнеров на Синаем. Береженого Бог бережет...

Остается вариант с взрывом в багаже. Как это было при падении Boeing 747 над Локерби в 1988 году. Но с тех пор правила безопасности сильно изменились. Так что для версии взрыва багажа надо допустить вероятность того, что один из пассажиров был смертником. Если учесть, что большинство из них были гражданами России, несколько представителей Украины и Белоруссии, такой расклад выглядит маловероятным. Хотя чего в жизни не случается. Остается еще мизерный шанс, что недоглядели спецслужбы в аэропорту вылета.

Версия человеческого фактора настолько непредсказуема, что иногда не находит подтверждения даже после расшифровки «черных ящиков». Тут может быть все: от банального неумения управлять самолетом и элементарной, но роковой ошибки при вводе данных, до желания устроить себе такой суицид, чтобы мир содрогнулся. Как это случилось недавно с самолетом германской Germanwings, который второй пилот Андреас Любиц умышленно направил на склон горы в Швейцарских Альпах. И слова представителей «Когалымавиа» о большом опыте членов экипажа не дают никаких гарантий.

Третий вариант – технические проблемы. Он предоставляет самое широкое поле для выдвижения версий.

Разбившийся в Египте Airbus А321 авиакомпании «Когалымавиа» был не нов. За 18 лет  самолет поочередно принадлежал четырем лизинговым компаниям: ILFC, Onur Air, IST-DAM 3 и AerCap. Полеты на нем выполняли множество авиаперевозчиков. Среди них Middle East Airlines, Onur Air, Saudi Arabian Airlines и Cham Wings Airlines. Две из них брали самолет: Onur Air – четырежды пересдавала его  другим компаниям, Saudi Arabian Airlines – дважды. Российский перевозчик также не был владельцем самолета. «Когалымавиа» взяла А321 в лизинг у американо-ирландской ILFC 30 марта 2012 года. Именно поэтому имел ирландский сертификат, обновленный весной  2015 года. Российская сторона осуществляла надзор за эксплуатацией.

На первый взгляд может возникнуть ощущение сильной поношенности самолета. Однако при нормальном обслуживании и грамотной эксплуатации 18 лет для авиалайнера – вполне нормальный возраст.

Но есть  один настораживающий нюанс. Разбившийся Airbus в 2001 году в возрасте 4 лет при посадке в аэропорту Каира ударился о посадочную полосу хвостовой частью. Истории авиации известны случаи, когда лайнеры, у которых ранее была повреждена хвостовая часть, впоследствии погибали. Так в мае 2002 года самолет Boeing 747 авиакомпании China Airlines, летевший из Тайваня в Гонконг, потерпел крушение над Тайваньским проливом. Все 225 человек, находившиеся на борту, погибли. Авиакатастрофу вызвала внезапная разгерметизация, в результате которой самолет развалился прямо в воздухе. Ремонт его хвостовой части был проведен за 22 года до катастрофы. Схожая трагедия произошла 12 августа 1985 года, когда Boeing 747 потерпел крушение под Токио. В результате погибли 520 человек из находившихся на борту 524. У этого лайнера ремонт хвостовой части проводился за семь лет до катастрофы. В обоих случаях к трагедии приводили повреждения гермошпангоута в результате некачественного ремонта после удара о землю хвостом.

Пока версия внезапной разгерметизации является самой распространенной. В ее пользу говорят как отсутствие сигнала бедствия с борта А321, так и разрушение машины в воздухе, в результате чего обломки упали на большой площади.

Однако разгерметизация может быть вызвана огромным количеством факторов. В частности – разрушением турбины. В этом случае оторвавшиеся от нее лопатки вылетают наружу с огромной скоростью и, двигаясь в одной плоскости, режут крыло и фюзеляж лайнера. Но это может выясниться только после того, как эксперты соберут все обломки и сделают «выкладку».

Механический отказ системы управления или выход из строя двигателя, по мнению экспертов, маловероятны. В любом случае экипаж успел бы передать на землю сигнал бедствия. А он этого не сделал. Что подтверждают и первые результаты расшифровки бортовых самописцев.

Но не надо торопиться с выводами. По ходу дела расследование может принять совершенно неожиданный поворот. Кто, скажите, на третий день после катастрофы Germanwings предполагал, что самолет разбили умышленно. Здравомыслящему человеку такое в голову не придет.

«Сейчас нельзя исключать ни одну версию, и, собственно, следствие только начинает свою работу. – заявил 2 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. – Какая из версий ляжет в основу по мере продвижения следственных действий, мы сейчас сказать не можем».

Автор: Игорь Осочников
Оставить Комментарии

Новости партнеров


Загрузка...
Закрыть