loading...
close

Художник Павленский пошел войной на ФСБ

12:39 09.11.2015 Views565 Николай Шендарев

Скандально известный художник-акционист Петр Павленский в понедельник устроил новую шокирующую выходку. Утром в понедельник художник поджег центральную дверь здания Федеральной службы безопасности (ФСБ) на Лубянке. Свою акцию творческий скандалист назвал «Угрозой» - однако в чем состоит смысл этой акции Павленского? В этом разбирались Nation-news.ru.

В понедельник утром, как сообщил Nation-news.ru источник в правоохранительных органах, сотрудники полиции задержали Петра Павленского во время очередной акции. Скандальный художник-акционист облил входную дверь здания ФСБ на Лубянке бензином и поджег ее. Огонь удалось ликвидировать.

Кроме того, вместе с художником прибыли к зданию ФСБ два человека, представившиеся журналистами - их также задержали; позднее, после проверки и дачи объяснений, их отпустили. В настоящее время поджигатель находятся в ОВД «Мещанское» для выяснения обстоятельств.

Как рассказала супруга художника, Оксана Шалыгина, это был запланированный перформанс. Между тем, сам Павленский охарактеризовал свою акцию «Угроза» как вызов ФСБ, которая, по его мнению, не способствует безопасности России, а напротив, ей угрожает.

«Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли. Но терроризм может существовать лишь за счет животного инстинкта страха, - привел слова Павленского популярный в Сети блогер и фотограф Илья Варламов. - Пойти против этого инстинкта человека заставляет безусловный защитный рефлекс. Это рефлекс борьбы за собственную жизнь. А жизнь стоит того, чтобы начать за нее бороться».

Не секрет, что Петр Павленский сделал себе имя в мире искусства эпатажными акциями с политическим подтекстом, основной для которых всегда становилось публичное и умышленное членовредительство. Nation-news.ru вспомнили наиболее известные и неоднозначные акции эпатажного художника - и предупреждаем: некоторые кадры, которые следуют далее по списку, не стоит смотреть особо впечатлительным людям и детям.

  1. «Шов» 

23 июля 2012 года Павленский с зашитым ртом в течение полутора часов стоял в пикете у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф.21:12-13)». 

  1. «Туша» 

3 мая 2013 года ассистенты Павленского принесли художника, обнаженного и завёрнутого в многослойный «кокон» из колючей проволоки, ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Художник лежал в этом «коконе», никак не реагируя на реплики и действия окружающих.

  1. «Фиксация» 

Пожалуй, одна из самых известных и скандальных акций Павленского состоялась 10 ноября 2013 года. В День полиции художник прибил свои гениталии гвоздем к каменной брусчатке Красной площади в Москве. Художник по поводу акции заявил, что ее можно рассматривать как «метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».

  1. «Свобода» 

23 февраля 2014 года на Мало-Конюшенном мосту в Петербурге в ходе групповой акции «Свобода» художником и его ассистентами была собрана баррикада из около полусотни автомобильных покрышек и металлических листов. Баррикаду подожгли, по листам металла били палками, создавая характерный ритм. Акция проводилась в поддержку протестов в Киеве, перешедших впоследствии в государственный переворот на Украине.

  1. «Отделение» 

19 октября 2014 года Павленский, сидя обнажённым на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха в знак протеста против «карательной психиатрии».

«Сам по себе Павленский продолжает тенденцию российского политического и социального акционизма – ту, которую еще в 90-х вводили в отечественном современном искусстве Александр Бренер, Олег Кулик и Олег Мавроматти. Другое дело, что общественное мнение уже давно записало данных художников в ранг своеобразных изгоев, городских сумасшедших, за которыми интересно наблюдать, но подражать им – не стоит, - рассуждает в беседе с Nation-news искусствовед и тележурналист Николай Шендарёв. - Кроме того, в среде акционизма есть очень тонкая грань между сильным художественным высказыванием и попыткой пиара. Относительно акции у здания ФСБ на Лубянке, срабатывает тот же механизм – здесь Павленский работает практически без контекста, без дополнительных подтекстов. И уже это можно квалифицировать в меньшей степени как перформанс, поскольку здесь художник не привязан к некоему событию или действию во времени».

«Если акции  в поддержку Pussy Riot или событий в Киеве имели четкий акцент на событии; если прибитые к Красной площади гениталии поражали и сбивали с толку, то облитая бензином дверь Управления ФСБ – это не художественное высказывание современного искусства, а попытка привлечь внимание».

Оставить Комментарии

Загрузка...

Новости партнеров

Закрыть