loading...
close

Глобальное потепление дает шанс Севморпути

18:04 22.12.2015 Views164 Версия для печативерсия для печати

фото,Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть»

За Северным полярным кругом зафиксирован температурный рекорд. Столбик термометра поднялся до самой высокой отметки за последние 115 лет. По мнению одних экспертов – это положительно скажется на движении по Северному морскому пути. Он дольше будет свободен ото льда, увеличится число караванов, легче будет обустраивать инфраструктуру Крайнего Севера. Однако скептики уверены, что высокие температуры могут создать серьезные проблемы в освоении этого региона.

По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований США за последний год арктическая средняя температура поднялась на 1,3 градуса выше прежних показателей. По мнению ученых, Арктика нагревается вдвое быстрее других областей планеты. Это может оказать негативное влияние на мировую безопасность, климат, коммерции и торговлю.

По мнению министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского, потепление может привести к тому, что уже к 2050 году лед в арктических морях станет сезонным явлением. Как южнее, он будет исчезать в летний период.

«Проблема потепления в северном полушарии была обозначена еще со второй половины прошлого века. – рассказал Nation-news.ru директор центра экономики Севера и Арктики, доктор географических наук Александр Пилясов. – Справедливости ради надо сказать, что в Антарктиде ничего подобного не происходит. Климатологи честно говорят, что когда им надо быть объективными, они вспоминают Антарктиду, когда же надо получать гранты, то говорят только про потепление».

Так или иначе, но на Севере теплеет. Изучающие эту проблему ученые делятся на две школы. Первые – «клюшечники» на жаргоне океанологов. Они уверуют, что тренд потепления необратим вследствие влияния климата антропогенного воздействия – то есть обусловленного деятельностью человека. Вторая школа – «цикличники». Они говорят, что таких циклов было немало, за потеплением следует похолодание, и ни какого человеческого влияния тут нет. По их уверениям – слишком нахально считать, что мы можем вмешиваться в божий промысел природы и обладаем потенциалом для изменения процессов такой мощности. Просто амплитуда стала больше. Представителей первой школы больше, потому как под нее дают гранты. Вторых меньше, поскольку теория не модная, денег под нее не дают. Но в России ее представители еще есть.

«Конечно, есть область новых возможностей по навигации. – говорит Александр Пилясов. – Хотя она никогда в обозримой перспективе не будет круглогодичной, но расширяется временной период, что дает возможность для большей доступности арктических портов и побережья. Россия может выиграть. В Канаде нет такого мелководья, и там Северо-Западный проход так ото льда не освобождается, как наш Севморпуть. Но надо понимать, что Суэцкому каналу это не конкурент, поскольку не те возможности. Так что эйфории быть не должно, но умеренный оптимизм может присутствовать».

По мнению ученого, активность судоходства по Севморпути будет только возрастать, и России надо быть готовой к присутствию в высоких широтах судовладельцев из Азии и Европы на этой трассе.

Сегодня Северный морской путь работает далеко не в полную силу. В 2015 году по нему перевезли всего 35 тысяч тонн грузов. По оценкам экспертов, использование этого маршрута позволит увеличить доходы России на сумму, эквивалентную 10-15 процентам федерального бюджета.

«Для этого нужно навигационное и сервисное обслуживание. – считает Александр Пилясов. – Порты с китайскими инвестициями, чтобы превратить их в логистические центры. В этом русле надо обсуждать эту проблему. Это даст возможность выделить экономику из вопросов климата. Кроме того нужны трассы, в том числе железнодорожные в этой зоне. Для этого нужны новые институты развития. Банк реконструкции и развития Арктики. Чтобы азиатским инвесторам было куда прийти, вложить свои деньги и при этом быть уверенными, что они находятся под контролем. Именно такой сценарий должен быть подогрет изменениями климата».

Оставить Комментарии

Новости партнеров


Загрузка...
Закрыть