loading...
close

Конфликт между странами Тихоокеанского региона добрался до США

14:22 09.01.2016 Views1218 Анна Ботнева

В субботу, 2 января, китайский самолет впервые совершил посадку в Южно-Китайском море на острове архипелага Спратли, вокруг которого ведутся территориальные споры стран Юго-Восточной Азии(ЮВА).

Представитель министерства иностранных дел страны Ле Хай Бинь заявил, что, приземлившись на построенных Китаем намывных взлетно-посадочных полосах, самолет КНР нарушил суверенитет Вьетнама. Кроме того, по его утверждению, аэродром был незаконно построен Китаем на принадлежащей Вьетнаму части архипелага.

Министерство иностранных дел Вьетнама уже вручило китайскому посольству ноту протеста, сообщает Ханой, и потребовало прекращения подобных действий. Власти Вьетнама назвали этот инцидент «серьезным нарушением суверенитета Вьетнама на архипелаге Спратли, которое идет вразрез с общим видением лидеров двух стран проблемы спорных островов и соглашением об основных принципах разрешения морских споров между Вьетнамом и Китаем».

Действия Китая вызывали обеспокоенность властей Вьетнама прежде всего на фоне недавнего визита председателя КНР Си Цзиньпина в Ханой 6 ноября 2015 года. В ходе переговоров глав государств одним из наиболее важных пунктов стало обсуждение вопроса спорных территорий архипелага.

Помимо договоренности о мирном урегулировании и предотвращении усиления конфликта совместными усилиями, были также принято соглашение о начале совместных инспекций в акватории Тонкинского залива с декабря 2015 года.

Данные инспекции могли бы стать важной отправной точкой будущего сотрудничества Пекина и Ханоя на море, однако по официальным заявлениям Ханоя, посадка китайского самолета нарушает данные Си Цзиньпином заверения, тем самым демонстрируя неуважение главы КНР к вьетнамским властям.

Однако китайская сторона отрицает обвинения, утверждая, что гражданский самолет совершил испытательное приземление на архипелаге, целью которого являлась проверка соответствия нового аэродрома стандартам гражданских перелетов.

«Китай обладает неоспоримым суверенитетом на архипелаге [Спратли] и прилегающих водах. Китай не примет необоснованных обвинений вьетнамской стороны» - заявил МИД КНР.

Китай выдвигает притязания почти на всю территорию Южно-Китайского моря, через которое ежегодно проходит около $5 трлн мировой торговли и где, по некоторым данным, обнаружены значительные запасы природного газа и нефти.

США также выразили свою обеспокоенность действиями КНР на территории архипелага, в частности, построением искусственных островов, которые, как полагает Белый Дом, могут быть использованы Китаем в военных целях, вопреки официальным заявлениям Пекина. Взлетно-посадочная полоса протяженностью 3 тысячи метров может принимать не только гражданскую авиацию, но также последние китайские военные истребители и бомбардировщики.

Госдепартамент США заявил, что испытание аэродрома на островах Спратли «провоцирует обострение конфликта и угрожает региональной стабильности».

Спустя четыре дня, в среду, 6 января, Китай вновь осуществил полеты на остров в Южно-Китайском море – два самолета совершили посадку на том же искусственном острове архипелага.

Китайская сторона утверждает, что успешная проверка аэродрома свидетельствует о возможности дальнейшей доставки на остров людей и грузов, однако вместе с тем подобные действия провоцируют обострение и без того напряженной ситуации в регионе.

В силу сложности урегулирования территориальных споров на архипелаге, китайские полеты рассматриваются прочими участниками конфликта (Вьетнамом, Малайзией, Брунеем, Филиппинами и Тайванем) как незаконное притязание на территорию.

«Основной угрозой является то, что Китай сумеет установить контроль над Южно-Китайским морем и это повлияет на свободу навигации и перелетов» - заявил представитель министерства иностранных дел Филиппин Чарльз Хосе в понедельник.

Филиппины, как и Вьетнам, вручили китайскому послу ноту протеста. Несмотря на то, что КНР по-прежнему утверждает, что построенный аэродром планируется использовать исключительно в мирных целях, эксперты утверждают, что после успешных испытаний посадки гражданского самолета испытания военных истребителей неизбежно. Даже если Китай не станет формально объявлять зону опознавания противовоздушной обороны (ADIZ), Пекину необходимо обезопасить свои новые взлетно-посадочные полосы и прочие строения на островах.

В правительстве США и странах ЮВА считают, что КНР займется дальнейшим оборудованием средств военной связи и радаров на территории. Хотя представители китайского министерства иностранных дел отрицают возможность установления зоны опознавания ПВО над территорией, фактически действия китайской стороны вызывают опасения у ближайших соседей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить Комментарии

Загрузка...

Новости партнеров

Закрыть