loading...
close

День смотра боевых сил работниц и крестьянок страны

1:01 08.03.2016 Views684 Версия для печативерсия для печати

День смотра боевых сил работниц и крестьянок страны

Международный женский день 8 марта для современника – праздник совершенно привычный, и для большинства мужчин это просто дата, когда женщине следует лишний раз подарить цветы. Между тем, в основе этого праздника – сложная и даже драматичная история.

В начале ХХ века права, кажущиеся нам сейчас совершенно естественными, вовсе не считались чем-то само собой разумеющимся. В конце XIX века в России идеи равноправия полов еще медленно пробивали себе дорогу. В остальной Европе и мире дело обстояло не лучше, а часто и хуже. Еще в начале ХХ века во Франции, например, опубликовали серию открыток «женщины будущего»:  адвокатессы, журналистки, докторши, даже студентки, не говоря о чиновниках, политиках и полицейских еще выглядели экзотической и забавной мечтой, едва ли обязывающей к чему-то фантазией. 

Впервые о дате 8 марта узнали в далеком 1857 году. Возмутительницами спокойствия выступили «дамские портные», женщины с одежных и текстильных фабрик Нью-Йорка. Их требования ограничивались социальными и экономическими вопросами: на улицы женщин толкнули рабочий день в 16 часов длиной при мизерной зарплате и ужасных условиях труда. Тогда акцию протеста рассеяла полиция, однако послабления для работающих женщин все же были сделаны.

День смотра боевых сил работниц и крестьянок страны

Однако в целом положение женщин в Европе и Америке, не говоря уже о местах более архаичных, оставалось скверным. Даже в глазах закона женщина оставалась не более чем придатком мужа. Например, в викторианской Англии женщина попросту не имела права владеть имуществом, и муж мог присвоить любые ее заработки. Известен, например, дикий случай, когда брошенная мужем жена открыла прачечную, и в один прекрасный день обнаружила, что официально так и не разведенный с ней супруг снял все деньги с банковского счета – и был в своем праве! Только в 1870 году англичанкам позволили распоряжаться хотя бы собственным заработком. В других странах дела обстояли по-разному, но о равноправии не приходилось говорить нигде. XIX век – век знаменитых суффражисток (от suffrage – «право голоса»), выступавших за наделение женщин политическими правами. Однако только в следующем столетии женщины массово получили возможность избирать и быть избранными.

В России общественное мнение в середине века начало массово меняться в пользу женщин. В 1862 году появилась, например, женская трудовая ассоциация. С конца 1860-х годов начали открываться различные женские образовательные курсы, причем завершать образование дамам приходилось за рубежом (скажем, в Цюрихе из 1200 иностранных студенток в конце XIX столетия русские составляли более половины). К началу ХХ века Россия находилась на почетном втором месте после Британии по количеству женщин с высшим образованием. Правда, уже получив образование, женщины зачастую не могли найти работы, и даже целенаправленные усилия женских объединений в этом не всегда помогали.

Разнообразные женские общественные организации росли как грибы после дождя, а их лозунги шли все дальше и дальше: в новом столетии уже стоял вопрос об уравнивании женщин в политических правах с мужчинами. Так что в ХХ век женщины вступили в своеобразном положении: с одной стороны, процесс эмансипации шел полным ходом, с другой – подлинное равноправие еще и близко не было достигнуто.

Детище Клары Цеткин

Вот в такой обстановке бурлящих страстей и подступающей свободы и появился праздник 8 марта. Говоря о зарождении этого праздника, невозможно обойти личность его «крестной матери» - Клары Цеткин. Знаменитая социалистка происходила из семьи немецкого учителя и сама получила педагогическое образование. Как и многие другие молодые люди, Клара – тогда еще носившая девичью фамилию Эйснер – увлеклась политикой, и – опять-таки, как многие молодые радикалы – была вынуждена покинуть Германию вслед за высланным из страны мужем. Когда после смерти супруга Клара вернулась на родину, она уже имела твердые устоявшиеся социал-демократические взгляды. В Германии Цеткин редактировала посвященную проблемам женщин газету, и вскоре приобрела большую известность среди европейских левых. Так что в 1910 году она легко стала делегатом Международной конференции женщин в Копенгагене – мероприятия, устроенного левыми активистами в рамках собрания Второго Интернационала.

Там Цеткин и выдвинула предложение выбрать некий конкретный день для привлечения внимания к борьбе женщин за свой социальный статус и экономическое положение. 8 марта она избрала, опираясь не только на события 1857 года. Всего за два года до конференции в Нью-Йорке вновь прошла массовая манифестация под лозунгами равноправия, сокращения рабочего дня и уравнивания женских зарплат с мужскими, а также искоренения детского труда. На Манхэттене в этот день собрались более 15 тысяч разгневанных дам. Символом тогдашних митингов были пустые кастрюли, ведра и тазы, поэтому женские протестные акции именовали «кастрюльными бунтами». Идея Цеткин насчет специального дня пришлась другим делегаткам по вкусу, и так на календаре появилась дата с несколько громоздким названием: Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права.

День смотра боевых сил работниц и крестьянок страны

Интересно, что поначалу единую дату не удалось согласовать, и митинги устраивались в разных странах вразнобой: 2, 9, 12 марта, и даже в мае. Идея дня женской эмансипации разошлась быстро и широко: женщины выходили на улицы в России, Дании, Австрии, Германии, в общем, по всей Европе. Массовость мероприятия поражала воображение: в 1911 году в митингах приняло участие более миллиона человек, в том числе мужчин.

Особый оттенок этой дате придало трагическое совпадение: именно в марте в Нью-Йорке произошел пожар на фабрике: из-за убогих мер безопасности на производстве в огне погибло более 140 человек, в основном – женщин-рабочих. Так что на повестке дня оказались и требования изменения подхода к безопасности труда, и об этом говорилось во время всех последующих празднований. 

В России Международный женский день впервые отметили в 1913 году. Энтузиасткой его внедрения стала Александра Коллонтай, и как раз тогда появился на свет журнал «Работница». Ну, а позднее забастовка 8 марта (по новому стилю, по старому – 23 февраля) стала одной из первых акций Февральской революции.

В советской России и после

Любопытно, что после 1917 года советские достижения на ниве равноправия не производят впечатления революции, скорее, это было продолжение тенденции еще царских времен. Как бы то ни было, один из первых декретов советской власти уравнивал мужчин и женщин в правах на законодательном уровне.

В первые годы советской власти женщины получили право голосовать на любых выборах, свободу выбора профессий, образования. Радикально упростилась процедура развода, были приняты специальные законы по поводу охраны материнства. Были созданы специализированные «женотделы», помогавшие решать самые разнообразные проблемы женщин в новом государстве. 

Поначалу в Советском Союзе день 8 марта носил политическую окраску, как и до революции. Сложилась даже практика государственных отчетов о достижениях на ниве борьбы за улучшение положения женщин. Причем в новых условиях праздник приобрел новые коннотации: теперь это был не только праздник женщины, но и праздник матери и труженицы. Советская пресса иногда формулировала даже радикальнее, в духе эпохи: «День смотра боевых сил работниц и крестьянок страны». День 8 марта превращался в символ торжества женщин в традиционно мужских профессиях.

Тогдашние лозунги вроде «Женщина, на паровоз!» смотрятся комично только сейчас: для советских женщин приход к сложным техническим, ранее чисто мужским профессиям был актуальной реальностью. 

День смотра боевых сил работниц и крестьянок страны

Правда, долгое время этот день оставался рабочим, и только в 1965 году Международный женский день стал официально нерабочим праздничным. Забавно, но называясь международным женским днем праздник 8 марта получил действительно международный статус только в 1970-х годах.

Именно тогда Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 8 марта Днем борьбы за права женщин и международный мир. К 70-м годам за пределами социалистических стран праздник основательно позабылся, теперь же он постепенно вернул себе признание – официально и неофициально – и за пределами советской сферы влияния, например, в Бразилии, Чили, Португалии, Италии, даже Пакистане, Непале и на Мадагаскаре.

Забавно, что уже после крушения СССР в Литве праздник отменили в рамках общей десоветизации, но он остался по сей день немногим менее популярен, чем был. А вот в позднем Советском Союзе этот праздник постепенно терял политический смысл: предполагалось, что полное равноправие уже благополучно достигнуто, так что исходный смысл праздника постепенно выхолащивался. Зато неофициально 8 марта дрейфовал к тому виду, который мы знаем сейчас: к напоминанию мужчинам о хрупкости и нежности их подруг, жен и матерей. Если Цеткин и Коллонтай мечтали об эмансипации, то в позднем СССР и послесоветской России 8 марта стало датой, напоминающей дамам как раз о том, что они женщины.

***

Многие вещи, обычные для современных дам, в действительности – результат упорного труда поколений в борьбе за свои права. Всего чуть более сотни лет назад даже право на обучение, наравне с мужчинами оплачиваемый труд, право голоса на выборах и собственность, даже брюки – казались или достижением последних лет, или верхом нонконформизма на грани непристойности. Восьмое марта – не просто день хрупких и воздушных барышень, но и дата, напоминающая о борьбе за себя и свои права. День, взывающий не только к чувству любви, но и к уважению.

 


 

Автор: Евгений Норин
Оставить Комментарии

Новости партнеров


Загрузка...
Закрыть