loading...
close

«В пост нужно меньше думать о еде и больше думать о душе»

12:33 17.03.2016 Views854 Анна Ботнева Версия для печативерсия для печати

«В пост нужно меньше думать о еде и больше думать о душе»

В понедельник, 14 марта, у православных верующих начался Великий пост. Пост продлится до 14 апреля. Об истории Великого поста, его смысле и правилах беседуем с завкафедры православного богословия РПУ св. Иоанна Богослова, преподавателем Московской духовной академии, кандидатом философских наук, кандидатом богословия, священником Стефаном Домусчи.

– Отец Стефан, расскажите, к каким библейским событиям отсылает нас время Великого поста, почему он назван «Великим», в чем его символизм?
Пост как время воздержания существовал уже в Эдеме. Получив запрет, Адам и Ева должны были научиться владеть собой и доверять Богу. Уже в Новом Завете мы видим, что Христос сорок дней постится в пустыне, перед выходом на общественное служение. Так образом, пост – это время сосредоточения на чем-то самом важном. Этот пост назван Великим из-за своей важности и строгости. Он не просто дисциплинарное установление, но путь к Пасхе.

– Какие праздники верующие празднуют во время поста, и какие ограничения действуют в эти дни?
Все воскресные дни во время поста считаются праздничными. Однако среди них есть те, которые отмечаются особо. Первое воскресенье поста называется Неделей торжества православия. В этот день церковь вспоминает события, связанные с победой над ересью иконоборчества и восстановлением иконопочитания, которые произошли в 843 году. Также особенно отмечено третье воскресенье. На вечерней службе в субботу для поклонения выносится украшенный цветами крест, который лежит на середине храма всю неделю. В воскресенье перед Пасхой церковь вспоминает вход Господень во Иерусалим, в народе этот праздник называется Вербным воскресеньем. Кроме того, зачастую на время Великого Поста приходится праздник Благовещения, празднуемый 7 апреля. В праздник Входа Господня во Иерусалим, как и в Благовещение разрешается есть рыбу.

Сам пост условно делится на две неравные части. Первая называется Великой четыредесятницей и включает в себя первые сорок дней поста с 1 по 6 недели. Вторая называется Страстной седмицей и по большому счету уже постом не считается. В эти дни церковь вспоминает последние дни жизни Христа: предательство, Тайную Вечерю, суд у Пилата, крестную смерть и погребение.

– Отличается ли современная традиция соблюдения поста от традиций наших предков? Была ли она строже, а требования жестче?
На самом деле постовые традиции были очень разными. Сохранились древние свидетельства о том, что в разных местностях они могли сильно отличаться друг от друга. Современные нормы поста происходят из устава монастыря преподобного Саввы Освященного, расположенного недалеко от Иерусалима. Судя по всему, древние традиции поста для мирян были мягче, однако в настоящее время отдельного постового устава для мирян не существует.

– Должны ли люди готовиться к посту и как?
Великий пост – единственный пост перед которым есть подготовительные недели. Духовная подготовка происходит через обращение к определенным евангельским сюжетам: «Притче о мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О Страшном суде». Основной настрой первых двух текстов покаянный, последний говорит о том, что важной частью христианской жизни оказывается деятельная помощь ближнему.  Существует и пищевая подготовка. За неделю до поста христиане перестают есть мясо и начинается т.к. «Масленица», т.е. отказ от скоромной пищи происходит постепенно.

– Большинство людей связывают соблюдение поста именно с отказом от определенных видов пищи, пост воспринимается как некая диета. Только ли в еде человек должен себя ограничить, или же время поста обязывает к воздержанию от некоторых видов «духовной» пищи? Должен ли человек во время поста, например, контролировать свои эмоции, пересмотреть отношение к вредным привычкам и т.д.?
В действительности пост – это в первую очередь время духовного обновления и возрождения. Само слово пост в русском языке многозначное: пост как время воздержания и пост как место, на котором стоит часовой. Объединяет эти значения внутренняя собранность, с которой необходимо проводить время. Смысл всех пищевых ограничений сводится к тому, чтобы начать меньше думать о еде и больше думать о душе: своих отношениях с Богом и с ближними. Еда должна стать проще, так чтобы сэкономленные деньги можно было потратить на помощь нуждающимся. Естественно, если человек не обращается к своему внутреннему миру, не идет в храм, не участвует в таинствах, пост превращается в диету. Может быть, от него будет физическая польза, но духовной пользы не будет.

– Какие советы можно дать людям, впервые решившим соблюдать пост – как правильно нужно держать пост, как часто посещать богослужения, молиться?
Первое, что необходимо сделать человек – это пойти в храм к священнику и посоветоваться о том, какая мера поста подойдет именно ему. Священник, исходя из обстоятельств его жизни: здоровья, работы и прочего, подскажет с чего лучше начать. В качестве общих рекомендаций можно указать на то, что поститься надо учиться постепенно, помня, что пищевые правила поста писались для людей, живущих в иных условиях, и они могут быть не всегда полезны современному человеку. Важно не взять на себя много, чтобы, не сумев понести тяжести поста, не отказаться от него совсем. Гораздо внимательнее стоит отнестись к духовной дисциплине поста: сократить развлечения, начать больше молиться, больше уделять внимание ближним, читать Священное Писание и посещать храм. Однако и здесь надо соблюдать меру, чтобы переусердствовав, не бросить того, что начато. Например, если человек не молился вовсе, для него достаточным будет начать читать утреннее и вечернее правило. Если он не читал Библию, достаточно будет начать с Нового завета и читать Евангелия по одной главе в день. В храм можно начать ходить один или два раза в неделю на вечернюю службу в субботу и утреннюю в воскресенье. В пост хорошо было посетить особенные постовые службы, на которых читается канон Андрея архиепископа Критского.

– Кто может не соблюдать поста или кто не должен соблюдать поста?
Дисциплина поста не распространяется на младенцев, т.е. детей до 7 лет. Однако и после наступления отрочества постовая дисциплина распространяется на ребенка постепенно, начиная с отказа от мяса и не во все дни, а только в самые строгие. К последним обычно относят 1 и 4 недели поста и Страстную седмицу. Естественно, постовая дисциплина так же изменяется или вовсе отменяется для беременных, кормящих, болеющих и людей пожилого возраста. Однако меру этих изменений лучше уточнять у священника в своем храме.

 

 

Оставить Комментарии

Новости партнеров


Загрузка...
Закрыть