loading...
close

Boeing в Ростове-на-Дону мог погубить конструктивный дефект

12:38 21.03.2016 Views801 Николай Шендарев

Boeing в Ростове-на-Дону мог погубить конструктивный дефект

По мнению экспертов, причиной катастрофы Boeing-737 авиакомпании Flydubai в аэропорту Ростова-на-Дону 19 марта 2016 года могла стать техническая особенность авиалайнера. Самолет упал после того, как экипаж с высоты 350 метров прервал вторую попытку совершить посадку и начал уход на очередной круг.

По словам летчиков, не полностью загруженный самолет при попытке увести его на второй круг требует особой аккуратности в пилотировании. Рейс Дубай – Ростов-на-Дону был заполнен лишь наполовину.

О сложности элемента, в частности, говорится в документе, попавшем в Интернет. Разместившие его пользователи утверждают, что это текст служебного письма, распространенного среди сотрудников авиакомпании S7. В нем, в частности, говорится, что катастрофа в Ростове произошла из-за того, что при маленьком весе самолета и максимальной тяге двигателей, самолет очень резко начал набирать высоту. В результате на отметке 900 метров его скорость упала ниже точки сваливания, самолет вошел в штопор и рухнул на землю.

Автор письма особо отмечает, что это не первая катастрофа, связанная с уходом на второй круг пустого самолета. Как правило, положение усугубляется скоротечностью ситуации и погодными условиями: ночь, ветер, осадки. Поэтому командирам воздушных судов авиакомпании рекомендовано перед посадкой более подробно проговаривать план действий на случай ухода на второй круг.

Как рассказал в беседе с Nation-news.ru заслуженный пилот Российской Федерации Петр Марченко, командир Boeing, сумевший в свое время посадить машину с отказавшими двигателями, на иностранных современных самолетах уход на второй округ – очень сложный элемент. Как правило, он до автоматизма доводится на тренажерах. Тренировки проходят два раза в год, когда отрабатываются действия во всех аварийных ситуациях.

«Уход на второй круг чреват многими непредсказуемыми последствиями, – отмечает Петр Марченко. – Несколько лет назад в Сочи произошла катастрофа Airbus «Армянских авиалиний». Экипаж при уходе на второй круг потерял пространственную ориентацию, самолет перевернулся и упал в море».

Все это наводит на мысль, что произошедшее в аэропорту Ростова-на-Дону имеет общие корни с катастрофой Boeing-737, которая произошла в воскресенье 17 ноября 2013 года в Казани. Тогда авиалайнер, совершавший рейс из Москвы, разбился при попытке уйти на второй круг. Все находившиеся на борту 44 пассажира и 6 членов экипажа погибли. Среди них были глава Управления ФСБ по Республике Татарстан Александр Антонов, сын президента Республики Татарстан Ирек Минниханов и шахматистка Гульнара Рашитова.

На подходе к посадочной полосе экипаж оценил положение самолета как «непосадочное», доложил об этом диспетчеру и начал уход на второй круг. Под действием увеличенной тяги двигателей и уборки закрылков, лайнер перешел в набор высоты. Когда угол подъема достиг предельных для Boeing-737 значений, скорость начала падать. Пилот отдал штурвал от себя, пытаясь исправить ситуацию. В результате лайнер стал терять высоту и с 700 метров практически вертикально спикировал на землю.

Согласно отчету, подписанному по результатам расследования, главной причиной катастрофы была названа неудовлетворительная подготовка пилотов, которые слабо владели техникой увода лайнера на второй круг. Однако впоследствии представитель Росавиации отозвал свою подпись. Ведомство настаивало на другой причине трагедии. Согласно его версии, виновником аварии стал отказ системы управления рулем высоты.

На основании этого, в ноябре 2015 года МАК приостановил действие в России сертификатов на самолеты семейства Boeing-737. Свое решение комитет мотивировал желанием добиться того, чтобы Росавиация довела до сведения российских авиакомпаний свою позицию о необходимости срочных доработок системы управления рулем высоты самолетов этого типа. Однако 6 ноября глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что оснований для прекращения эксплуатации Boeing-737 в России нет.

 «Причиной катастрофы в Казани стало то, что экипаж не был достаточно обучен, чтобы уйти на второй круг, – говорит Петр Марченко. – Пока сложно сказать, что произошло в Ростове-на-Дону, но я не исключаю, что кроме метеоусловий и неграмотных действий экипажа, сработал фактор ухода на второй круг».

По мнению эксперта, вероятность технического ошибки или недоработки самолета возможна. Хотя машина распространенная и очень надежная для стандартных условий эксплуатации.

«Не зря компания Boeing тут уже выразила желание участвовать в расследовании, – отмечает Петр Марченко. – Не исключено, что они испугались вероятности того, что могут назвать причиной катастрофы недостатки самолета. Кстати, термин «человеческий фактор» придумали американцы, чтобы списывать на него многие проблемы. В момент ухода на второй круг при резком наборе высоты могло не хватить руля высоты для того чтобы удержать машину от сваливания. Компания постарается избежать упоминания этого момента в итоговом протоколе, чтобы на них не легла тень».

Как считает эксперт, скорее всего катастрофу спишут на погибший экипаж, на что есть свои основания. Летчики сделали роковую ошибку, пытаясь всеми правдами и неправдами сесть в Ростове-на-Дону, чтобы хватило рабочего времени и залитого в Дубае горючего на обратный полет. В противном случае на компанию легли бы расходы на дополнительный керосин, гостиницу для экипажа и пассажиров. Экипаж подчинялся правилам компании.

«Экономили на спичках, а погубили людей», – заключает эксперт.

Оставить Комментарии

Загрузка...

Новости партнеров

Закрыть