В созвездии Водолея астрономы обнаружили три потенциально обитаемые планеты

20:26 02.05.2016 Views947 Наталья Агеенко Версия для печативерсия для печати

В созвездии Водолея астрономы обнаружили три потенциально обитаемые планеты

Европейские астрономы обнаружили возле небольшого красного карлика сразу три планеты, которые находятся внутри «зоны жизни» и на их поверхности могут существовать необходимые условия для зарождения живых существ.

Звездная система, получившая имя TRAPPIST-1, расположена в созвездии Водолея, на расстоянии 40 световых лет от Земли. В ее центре обитает холодный и очень небольшой красный карлик, чья масса в 10 раз меньше солнечной, а сила свечения — в две тысячи раз меньше, чем у Солнца.

Наблюдая за этой звездой в сентябре 2015 года при помощи телескопа, установленного в чилийской обсерватории Ла-Силла, ученые обнаружили серию характерных падений в яркости светила, которые обычно возникают, когда планета загораживает собой свет звезды, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Дальнейшие наблюдения показали, что вокруг TRAPPIST-1 вращаются сразу три землеподобных планеты, которые приблизительно равны Земле, как по массе, так и по диаметру, и все они находятся очень близко к светилу. Первая планета совершает один виток вокруг красного карлика всего за два неполных дня, вторая – за три дня, а третья – предположительно за 18 дней.

Несмотря на то, что они в 2-3 раза ближе подходят к светилу, чем Меркурий – к Солнцу, на их поверхности царят относительно низкие температуры  — от 11 до 120 градусов Цельсия для первой планеты, около минус 30 — плюс 68 градусов для второй, и минус 73 – плюс 7 градусов – для третьей.

Астрономы полагают, что это позволяет говорить о том, что все три этих планеты находятся внутри «зоны жизни», где может существовать вода в жидкой форме. Таким образом, можно говорить о том, что все три планеты при определенных условиях могут иметь все условия для зарождения жизни.

Как объясняют ученые, у подобного «хэппи-энда» есть одно существенное препятствие –  есть весомые основания полагать, что первые две планеты вращаются вокруг TRAPPIST-1 таким образом, что одно их полушарие всегда смотрит на звезду, а второе – всегда находится в тени. Это заметно снижает шансы на то, что их поверхность будет пригодной для жизни.

Проверить все это можно будет уже в ближайшие годы – благодаря небольшому расстоянию до TRAPPIST-1 и невысокой яркости красного карлика. Строящийся космический телескоп «Джеймс Уэбб» сможет уже в 2018 году получить фотографии этих планет, изучить состав их атмосферы и измерить температуру поверхности.