loading...
close

И тогда нам «Экипаж» семья

6:00 07.05.2016 Views323

И тогда нам «Экипаж» семья

До последнего момента я не знал, пойду ли на кинопросмотр нового «Экипажа» или нет. С одной стороны, в последнее время дистанция между кино- и телепремьерами новых фильмов сократилась до чисто символических величин. С другой, я обещал маме сводить ее в кино именно на этот фильм. С одной стороны, я старался не читать рецензии и отзывы на «Экипаж», дабы не размывать впечатления от грядущего просмотра, не суть важно, где он в итоге произошел бы, чуть пораньше в зале перед большим экраном или чуть попозже в своей квартире на диване перед телевизором. С другой, я все-таки наткнулся в соцсетях на развернутый и разгромный отзыв, написанный человеком, явно знающим толк в искусствах, включая важнейшее из них, согласно полуапокрифическому высказыванию В.И.Ленина. В общем, по сумме факторов реализовался вариант «чуть пораньше в зале перед экраном».

О чем я ни капли не жалею. Если в двух словах: фильм – хороший! Его продюсер Леонид Верещагин загодя заявил, что «Экипаж»-2016 не следует рассматривать как ремейк «Экипажа»-1979. Не совсем понятно, чего больше в этих словах – эпатажа, лукавства, присущей деятелям киноиндустрии суеверности, желания привлечь лишнее внимание к картине или, напротив, снизить чересчур завышенные ожидания к ней. Понятно, что, вне зависимости от позиции Верещагина, два «Экипажа» связаны сотнями нарочитых и не очень ниточек, от эмоциональной пассажирки-грузинки и падающих огромных букв названия аэропорта до героини Александры Яковлевой, в первом «Экипаже» стюардессы Тамары, а теперь крупной авиационной чиновницы с тем же именем, на горячую реплику: «Вы никогда не были в подобной [критической для самолета и его экипажа] ситуации» не менее эмоционально отвечающей: «С чего Вы взяли, что не была?». Так вот, если все-таки принять наиболее логичный вывод о тесной связи двух «Экипажей», я рискну утверждать, что новый не хуже. Если же рассматривать их как разные произведения, я рискну еще больше (или, наоборот, меньше?) и скажу, что новый фильм во многом даже лучше.

Это очень качественная лента. Понятно, что советскую предшественницу она опережает в любом случае за счет далеко шагнувших вперед технологий, но и современные западные аналоги (Александр Горохов, супервайзер визуальных эффектов картины, говорил о блокбастере «2012» Роланда Эмериха как ориентире и планке) нынешний «Экипаж» догнал и перегнал. Теперь не только в отечественной, но и в мировой киноиндустрии в дисциплине «спецэффекты и зрелищность» есть новый обладатель переходящего кубка лидера.

Это очень приличная лента. Не до карикатурного пуританства и ханжества, но по современным меркам – весьма. Интимная сцена главного героя, роль которого исполняет Данила Козловский, и его возлюбленной, коллеги по авиационному коллективу, не сильно превосходит откровенностью знаменитую сцену Филатова и Яковлевой из первого «Экипажа», оказавшуюся для советского зрителя в новинку. Правда, слегка удивляет и поначалу выглядит излишним момент, когда сын командира экипажа, где состоят главный герой со своей дамой, вступает в, скажем так, предельно близкую связь с репетиторшей по английскому. Но в общем контексте, как лишний штрих к непутевости юноши, затем преодоленной в экстремальных условиях, эпизод не так уж неприемлем. Если же говорить о приличности в широком смысле, не только как о пристойности в демонстрации межполовых отношений, но и как о следовании морально-этическим нормам, базирующимся на десяти заповедях, то новый «Экипаж» даже приличнее первого. Главный герой в исполнении Филатова крайне далек от моральных высот, и ему требуется чрезвычайная ситуация, чтобы буквально переродиться. Герой Козловского и без того честен, открыт и благороден, он в чрезвычайной ситуации не перерождается, а лишь полностью показывает, на что, в хорошем смысле, способен.

Это очень социальная лента. Никита Михалков, внесший со своей студией «Тритэ» серьезный, если не ключевой вклад в создание «Экипажа», в последние годы часто критикует либеральный капитализм. Эти нотки, звучащие в «Солнечном ударе», в «Экипаже» не звучат, а кричат. Летчиков, проявивших беспримерную отвагу и мужество и спасших многие десятки жизни, увольняют из авиакомпании, потому что один из них, герой Козловского, ранее настучал по физиономию одному из совладельцев этой компании, хамски ведшему себя на борту. В эту же копилку и эпизод, когда летчики в охваченной смутой африканской стране берут в салон иностранных пассажиров, но, согласно инструкции, оставляют местных жителей, умоляющих забрать их тоже, на растерзание вооруженным бандитам. Яростная красочность социальной линии фильма достойна таких произведений – литературных и затем экранизированных - о судьбе и моральном выборе капитана судна в условиях бесчеловечного капитализма, как «Последний дюйм» Олдриджа и «Срочный фрахт» Лавренева; в «Срочном фрахте» судно не авиационное, а морское, но дело это не сильно меняет.

Это очень патриотическая лента. Сергей Шакуров в роли отца главного героя сердито отвечает на слова сына, мол, ты, папа, патриот: «Патриотизм это не бла-бла-бла постоянное и не в фонтане с флагом купаться, а делать так, чтобы старики в стране не побирались». Схожие слова мы постоянно слышим от наших «либералов», но им, как мы уже точно поняли, хочется упразднить и флаги, и стариков, и вообще Россию с населяющим ее народом. Экипаж же «Экипажа» показывает настоящий пример патриотизма не на словах, а на деле.

Это очень национальная лента. Сцена, когда пассажиры одного самолета голосуют по вопросу оказания помощи другому самолету, причем вердикт должен быть единогласным, - одна из сильнейших в новейшем отечественном кинематографе, особенно та ее часть, когда колеблется мать, переживающая за малолетних детей, но в итоге, рыдая, поднимает руку…вслед за детьми. Это сцена о том, как рождается маленькая ячейка нации и затем нация в целом. Очень спорный, дискуссионный вопрос, как сложилось бы это голосование, будь ситуация реальной. Но в том-то и волшебная сила кино – оно должно не только и не столько безжалостно и безнадежно фиксировать реальность, но и «подтягивать» ее за собой, фиксируя требуемые стандарты поведения.

Поэтому ухмылки и въедливые обсуждения возможности перебраться из одного летящего самолета в другой тоже не к месту. До сих пор не перебирались? Значит, еще переберутся. Русские и не такое могут. Это очень героическая лента.

Наконец, это очень в хорошем смысле интернациональная лента. В первом «Экипаже» иностранцы находили свое спасение на борту нашего самолета. Тогда подобные общечеловеческие акценты были в моде: все люди братья, невзирая на разделительные барьеры и разногласия правителей. Нынче, кажется, сама жизнь многократно и окончательно отучила нас от веры в общечеловечность и тезис «люди хорошие – правительства плохие». Тем не менее, в «Экипаже»-2016 наши летчики опять спасают граждан других стран. Вряд ли тезис про людей и правительства стал в последнее время весомее. Но почему бы и это не расценить как еще один задаваемый стандарт поведения? В конце концов, западные властители проигнорировали подвиг нашего Александра Прохоренко в Сирии, но простая французская чета передала семье Саши орден Почетного Легиона, полученный когда-то отцом одного из супругов.

Не могу назвать себя заядлым оптимистом в отношении судеб нашей страны и нашего народа. Но у нас есть настоящие герои. У нас научились снимать отличные фильмы про героев. Может, все не так уж плохо, прорвемся? А «Экипаж» посмотрите обязательно.

 

Автор: Станислав Смагин
Оставить Комментарии

Загрузка...
Загрузка...

Новости партнеров

Закрыть