loading...
close
Читайте Нас в Соц. Сетях

Самое обсуждаемое

Военные машины НАТО бессильны против "Арматы": эксперт

Военные машины НАТО бессильны против "Арматы": эксперт

6:52 30.05.2017
Сеул заявил о совместных учениях с США

Сеул заявил о совместных учениях с США

6:34 30.05.2017
Детей из затопленного поселка вывез вертолет МЧС в Якутии

Детей из затопленного поселка вывез вертолет МЧС в Якутии

5:23 30.05.2017
Ответственность за взрыв в Багдаде взяла на себя ИГ

Ответственность за взрыв в Багдаде взяла на себя ИГ

3:03 30.05.2017
Нажмите "Сохранить", чтобы читать "Народные новости" на главной Яндекса Сохранить
Военные машины НАТО бессильны против "Арматы": эксперт

Военные машины НАТО бессильны против "Арматы": эксперт

6:52 30.05.2017
Сеул заявил о совместных учениях с США

Сеул заявил о совместных учениях с США

6:34 30.05.2017
Детей из затопленного поселка вывез вертолет МЧС в Якутии

Детей из затопленного поселка вывез вертолет МЧС в Якутии

5:23 30.05.2017
Ответственность за взрыв в Багдаде взяла на себя ИГ

Ответственность за взрыв в Багдаде взяла на себя ИГ

3:03 30.05.2017

Я забыл, что значит прах

9:35
06 Мая 2016 269

Я забыл, что значит прах

С момента появления, а затем и превращения в неотъемлемую часть нашей жизни «всемирной паутины», словами «Интернет взорвался от…» были начаты уже многие тысячи материалов на самые разные темы. И вроде моветон начинать очередную статью с того же, но что делать, если Интернет действительно взорвался. На сей раз – от видеоролика, где десятилетняя девочка Аня рисует на прахе и прахом своего дедушки историю его жизни и фронтового пути. Появляются и тут же стираются символы (среди прочих нашлось место свастике), цифры, слова (в том числе и «Гитлер»). Ролик вызвал столь негативную реакцию, что комментарии под ним быстро пришлось отключить. Почти тут же обсуждение переместилось в соцсети и СМИ.

Кое-кто называл поступок Ани, совершенный, очевидно, не в одиночку, а с тем или иным участием взрослых (кто-то же видео снимал), гениальным художественным высказыванием, но негатива по-прежнему было на порядок больше. Справедливо ли? Попробуем разобраться. Я, как наверняка уже успели заметить читатели, человек достаточно консервативный, в первую очередь как раз по отношению к вопросам морали, этики, культуры и методов художественного самовыражения, но для начала выдвину аргументы в защиту Ани и ее соратников по созданию одиозного сюжета.

Россия – страна, больше всех других вынесшая и пострадавшая в ходе Второй Мировой войны, да и в масштабах XX века, взятого целиком. Мы не только и не столько в переносном, сколько в самом буквальном смысле слова живем на крови, костях и прахе наших отцов, дедов и прадедов. Нашу до сих пор еще не притупившуюся боль от четырехлетия 1941-1945 и от всего прошедшего столетия порой очень сложно выразить словами, как и не описать словами все пережитые ужасы. Поэтому, возможно, рисунок на пепле, некогда бывшем человеком, это шокирующее и в то же время красноречивое описание той войны и цены нашей Победы в ней. И мы, русские, одни из очень немногих, имеющих право на такое шокирующее высказывание, кажущееся вопиющим кощунством и граничащее очень тонкой и эфемерной границей с гениальностью. Граничащее ли? Не разорвана ли эта граница в сторону кощунства?...

Тот факт, что центральная фигура происходящего – ребенок, в некоторой степени как раз не разрывает демаркационную линию и не повышает градус кощунственности, а, напротив, служит оправданием действа. Ведь, как известно, устами младенца глаголет истина. На прошлой неделе победителем очередного шоу «Голос. Дети» с солидным отрывом стал сочинский школьник с ограниченными – физическими, но никак не духовными! – возможностями Данил Плужников. В финальном раунде он исполнил песню Валерия Кипелова «Я свободен». С одной стороны, ее строки, гармонично сочетающиеся даже далеко не с каждым взрослым человеком, в устах ребенка казались особенно странными и необычными. С другой, именно от ребенка, и именно от этого ребенка песня прозвучала чуть ли не сильнее, чем в оригинальном исполнении.

Прекрасно понимаю, что представленные выше тезисы выглядят чрезвычайно спорно. Они спорны даже для меня самого. Теперь о том, что, пожалуй, значительно менее спорно. Мыслили ли представители, скажем так, взрослой части съемочной группы категориями вроде «русская боль, которую не передать иначе, кроме как рисунком на прахе» и «чистая душа ребенка, оправдывающая рискованный жест»? Будем исходить из презумпции невиновности, пускай мыслили. Но куда более вероятными выглядят мотивы вроде «прах? оригинальненько!» и «рисующее на прахе дитя? вдвойне оригинальненько!» – и вероятности двух мотиваций соотносятся здесь примерно так же, как соотносятся в обществе потенциальных гениев и реальных обывателей, любящих при этом «перчинку». В итоге даже если и есть в ролике сила и глубокий смысл, то они, скорее всего, вышли довольно случайно. А так – очередная профанация исторической памяти и патриотизма, более эпатажная, чем обычно, но иные конкуренты, отмечу, отстают ненамного.

Все перечисленное это еще полбеды. Вдумайтесь, ведь само наличие дома урны с прахом усопшего родственника не вызывает у вас шока и удивления. Может, чуть менее распространенная практика, чем кремация и захоронение в колумбарии, но тоже довольно частая, колумбарии же, соответственно, штука совсем привычная и повседневная. Между тем, еще несколько веков назад казалось, что христианство давно и бесповоротно вытеснило из Европы языческий обычай сжигания покойников. Однако рост населения и урбанизация заставили вспомнить о старых методиках с целью сокращения площадей кладбищ и вытеснения их за городскую черту. Сначала сжигание было процессом хлопотным и относительно редким в сравнении с традиционными похоронами, затем же Просвещение, технический прогресс, эмансипация нравов и сознания сделали кремацию делом обычным и вполне конвейерным. Какая уж тут сакральность, какое «помни о смерти», лишь бы живым поудобнее да попрактичнее, поменьше забот, хлопот и затрат.

Во время моих визитов в Москву мы с моим другом любим, захватив «рюмку чая», совершать прогулки по столичным кладбищам. Читать и осмысливать надписи на могилах, радоваться, если можно так сказать, встрече со знакомыми именами и останавливаться возле них в задумчивости, перебрасываясь парой слов о роли этого человека в судьбах нашей Отчизны. Кощунство в подобных прогулках сыскать сложно, их в поисках пищи для ума или по иным причинам совершают очень многие, достаточно, почитать, например, дневники нашего замечательного писателя Л.Пантелеева.

Особое впечатление на меня произвело Новое Донское кладбище с одним из крупнейших в России колумбариев. Здесь, в этом колумбарии, очень много, едва ли не больше, чем других, еврейских имен и фамилий. Наверное, дело в свойственном еврейскому сознанию радикализме и любви к крайностям: если склоняюсь в сторону религиозности, то дойду до предела и буду ортодоксом или близко к тому, если в сторону светскости – дойду до полного отрицания традиции. Как бы то ни было, эти бесконечные стены с сотнями табличек произвели на меня смешанное и противоречивое впечатление. Есть здесь какая-то своеобразная эстетика…и в то же время глубоко неестественной кажется подобная посмертная коммунальная квартира, или даже битком набитый в час пик автобус, с последними людскими пристанищами, ужавшимися до нескольких сантиметров в длину, ширину и высоту.

Безусловно, не нужно снимать ответственность за нашумевший ролик с конкретных его производителей. Они создали крайне своеобразный видеопродукт, хотя делать это их никто не заставлял. Но и ведь и заставлял тоже! Само наше время заставило. Массовое общество с ограниченным и, будем говорить прямо, часто примитивным сознанием составляющих его человеко-частиц. Профанирование Победы, стандарты которого задают телевидение и не в меру ретивые чиновники, любящие померяться, в каком городе, регионе и ведомстве георгиевская лента длиннее, красное знамя шире, а песня «День Победы» - многоголосее. Технологии, благодаря которым снять видео теперь легче, чем высморкаться – носовые заторы они такие, за три минуты (именно столько в обсуждаемом ролике) не всякий прошибешь. Интернет, в который это видео опять же без проблем можно немедленно выложить и наблюдать за ростом количества просмотров и лайков. Урна с прахом родного человека, спокойно хранящаяся дома как самый обыкновенный бытовой атрибут. Прогресс, социальный и технический, во всей красе! В таких условиях странно не появление шокирующих роликов. Странно, что они не появляются каждый день и еще способны вызвать у нас бурную реакцию.

 

 

Автор: Станислав Смагин

Оставить Комментарии

Новости партнеров

Загрузка...

Эксклюзив