Ученые вырезали у живых животных сегмент ДНК с ВИЧ

20 Мая 2016 256

Ученые вырезали у живых животных сегмент ДНК с ВИЧ

Ученые впервые смогли экспериментальным лечением победить ВИЧ.

Молекулярным биологам удалось вырезать из генома живых животных принадлежавший ВИЧ сегмент ДНК. При этом отрицательных последствий не обнаружено. Отмечается, что ранее такие эксперименты проводили только с неживыми организмами.

Исследование провела группа молекулярных биологов под руководством Кэмела Халили (Kamel Khalili) из Темпльского университета. При помощи технологии редактирования генов CRISPR/Cas9 они удалили ген вируса, который был встроен в геном клетки-хозяина. Отрицательное влияние операции на геном клетки-хозяина выявлено не было.

С результатами работы можно ознакомиться в журнале Gene Therapy, пишет Lenta.ru.

Ранее исследования проводились с использованием взятых у зараженных ВИЧ пациентов культуры клеток. До этого времени доказательств, что метод сработает на живом организме, не было.

Биологи внедрили в каждую клетку каждого органа крыс и мышей вирус. После этого в организм животных была внесена модифицированная для удаления гена вируса система CRISPR. При этом биологи применили аденовирусный вектор в виде молекулы, содержащей необходимые нуклеотидные последовательности и гены белка Cas.

Спустя две недели ученые установили, что целевой сегмент ВИЧ был вырезан из ДНК каждой ткани, включая головной мозг, почки, печень, легкие, селезенку и клетки крови. Количество вирусной РНК значительно снизилось в клетках лимфоцитов и в лимфатических узлах.

Способность ВИЧ заключается во встраивании своих генов в клетки иммунной системы организма, после чего образуются копии вирусных генов. Лечение инфекции проводится обычно антиретровирусными препаратами, подавляющими размножение вируса, однако, не имеющими возможности удалить ген из инфицированных клеток.

Автор: Вера Павлова