Астрономы увидели холодный дождь над черной дырой в галактике Abell 2597

8:20 09.06.2016 Views296 Вера Павлова

Астрономы увидели холодный дождь над черной дырой в галактике Abell 2597

В далекой галактике Abell 2597 струи холодного газа «падают» на сверхмассивную черную дыру, передвигаясь со скоростью 1,2 миллиона километров в час к точке невозвращения.

Астрофизики из Массачусетского технологического института (США) увидели это явление впервые. Черная дыра всегда окружена довольно разреженным раскаленным газом. Дыра газ «жует», а иногда и «обжирается» им, когда на нее обрушивается «гроза» из холодных «капелек» газа.

Наблюдение астрофизиков опубликовано в журнале Nature.

«Таким образом, мы показали, что черные дыры могут питаться двумя разными способами, что стало неплохим открытием для нас», — сказал представитель института Майкл Макдональд.

Совершить это открытие научной команде удалось почти случайно — исследователи при помощи радиотелескопа ALMA наблюдали за различными эллиптическими галактиками, в которых процессы рождения звезд практически полностью закончились. Особенность телескопа в том, что он способен «видеть» самые холодные частицы пыли, а также молекулы нейтральных газов, пишет РИА Новости.

Черная дыра в галактике Abell 2597 расположена в созвездии Водолея. От Земли ее отделяет миллиард световых лет. Наблюдая за другим явлением, астрофизики обнаружили три необычных темных точки у центральной части дыры. Темные «облачка» являются по сути гигантскими облаками, созданными из молекулярного водорода и других газов. Ученые не ожидали, что внутри сферы из раскаленного газа вокруг ядра Abell 2597 находится холодный газ.

Благодаря облакам газа, проливающимся холодным «газовым дождем», черная дыра в ближайшем астрономическом будущем будет способна поглотить водорода в миллион раз больше веса Солнца.