Autoevolution: ЦРУ потребовалось 20 лет на разгадку секрета «русского морского чудовища»

Загадка советского «морского чудовища» — экраноплана — мучала разведку США в течение 20 лет, сказано в материале румынского издания Autoevolution, пишет «ПолитРоссия».

Во времена холодной войны советские инженеры предложили создать принципиально новую военную машину, получившую название экраноплан. Готовый образец с условным обозначением «КМ» (Корабль-макет) впервые испытали в середине 60-х годов ХХ века.

Габариты «КМ» по-настоящему впечатляли: при длине в 92 метра, размах крыльев превышал 37 метров. Западные специалисты прозвали машину «Каспийский монстр» и долгие годы бились над его предназначением и потенциалом.

«Это лодка? Это самолет? Нет, это русское морское чудовище. Название — экраноплан, и это не самолет и не лодка. Технически он действительно летал, но не поднимался выше, чем на пару футов над поверхностью воды. ЦРУ потребовалось почти 20 лет, чтобы понять, что эта штуковина не может летать», — сказано в статье.
Autoevolution: ЦРУ потребовалось 20 лет на разгадку секрета «русского морского чудовища»

Принцип работы экраноплана заключался в том, что он создавал под собой воздушную подушку, перемещаясь в нескольких метрах над поверхностью воды. Благодаря огромной скорости и низкой высоте его было крайне трудно засечь радарами.

«Каспийский монстр» так и остался прототипом, однако на его основе создали другой экраноплан, но уже оснащенный ракетным вооружением — проект 903 «Лунь». СССР успел построить лишь один ракетоносец, спустив его на воду в 1986 году. Эта машина могла лететь над водой со скоростью до 500 км/ч.

«Эта боевая машина титанических размеров была приспособлена для ведения надводного боя и оснащена шестью ракетными установками. Экраноплан имел восемь турбовентиляторных двигателей «НК-87». Только представьте, что монстр таких размеров двигался почти с половиной скорости звука», — отметил автор материала.

После распада Советского Союза, планы на постройку восьми экранопланов проекта «Лунь» канули в лету. Единственный построенный образец был снят с боевой службы ВМФ России и законсервирован в Каспийске в 2001 году.