
Участники «Большой семерки» завершили саммит G7, проведя десять запланированных рабочих сессий, на которых поднимались вопросы касательно проблем мировой экономики, ядерного разоружения, сотрудничества с не входящими в «семерку» странами и ситуации вокруг Украины. О том, что про саммит «большой семерки» написали мировые СМИ — в материале «Народных Новостей».
Жители Хиросимы против Зеленского
В этом году председательство в «Большой семерке» перешло Японии, саммит прошел 19-21 мая в Хиросиме, приглашены были и страны, не входящие в G7, — Австралия, Бразилия, Южная Корея и Вьетнам, а также государства, председательствующие в крупных международных объединениях. «Гвоздем программы» стал президент Украины Владимир Зеленский. Появление такого гостя крайне обеспокоило жителей Хиросимы, переживших ядерную бомбардировку США в 1945 году, а также японских активистов, выступающих за сокращение ядерного оружия в мире.
«Включение Зеленского в G7 и его стремление к большему количеству оружия и другой поддержке Украины, а не дипломатическое стремление положить конец конфликту посылает неправильный сигнал, заявили активисты и жертвы», — пишет Мари Ямагучи в материале для The Washington Post.
Активистка Эцуко Накатани, родители которой пережили атомную бомбардировку в 1945 году, считает, что «визит Зеленского не подходит для Хиросимы, которая является миролюбивым городом». Эту же точку зрения разделяют и другие жители города, слова которых приводятся в статье WP. После такого приема стало ясно, что поездка Владимира Зеленского в Хиросиму пошла не по плану — жителям Японии украинский президент точно не пригодился.
«Клуб одиноких сердец»

Журналист издания The New York Times Питер Бейкер отметил, что собравшиеся в Хиросиме лидеры стран «Большой семерки» имеют одно любопытное сходство – все они не пользуются популярностью среди граждан своих государств.
«Они приезжают из разных уголков земного шара, говорят на разных языках, охватывают идеологический спектр и варьируются в возрасте от 43 до 80 лет. Но есть ли что-то общее у президента Байдена и других лидеров «Группы семи», собравшихся в Японии в эти выходные? Они не так уж популярны дома», — отмечается в публикации.
Обозреватель называет встречу G7 в Японии «клубом одиноких сердец», подчеркивая, что у каждого лидера есть проблемы в собственной стране, из-за чего они стали объектами общественной критики. В рамках саммита «нелюбимые лидеры», как их назвал Бейкер, могут посочувствовать своим внутренним проблемам и обменяться идеями о том, как вернуть расположение своих избирателей.
Хоть встреча в Хиросиме и стала «долгожданным облегчением» для «избитых» руководителей стран G7, внутренние проблемы их государств могут ограничить возможность и влияние политиков, подчеркивает журналист.
«Большая семерка» испугалась влияния Китая

Однако помимо оказания друг другу психологической поддержки мировые политики обсуждали и глобальную геополитическую ситуацию. Агентство Reuters пишет, что одним из основных вопросов на повестке саммита было растущее влияние Пекина на страны Глобального Юга, а также пути сдерживания КНР. Так, например, Япония и Германия считают, что сейчас пришло время переосмыслить, как некоторые из наиболее влиятельных мировых институтов, включая Совбез ООН, работают с развивающимися странами.
«Интерес не просто альтруистический. Богатые демократии мира косо смотрят на сильное влияние Китая в развивающихся странах и беспокоятся о его влиянии на цепочки поставок и важнейшие полезные ископаемые», — пишут обозреватели Сакура Мураками и Андреас Ринке в статье Reuters.
Премьер-министр Японии Фумио Кисида считает, что роль его страны заключается в «преодолении разрыва между G7 и Глобальным Югом в таких областях, как энергетическая и продовольственная безопасность». В материале подчеркивается, что экономическое влияние «Большой семерки» за последние 50 лет заметно сократилось: если в 1980 году на экономики G7 приходилось более 50% мирового ВВП, то в 2023 году этот показатель опустился до 29,9%.

«Инициатива исходит от Японии и других членов G7, пытающихся привлечь Глобальный Юг, поскольку страны G7 изо всех сил пытаются оставаться актуальными на фоне растущего влияния Китая в развивающихся странах», — отмечают авторы агентства.
Пекин же на фоне встречи G7 провел саммит «Китай – Центральная Азия» в городе Сиань. Китайское издание Global Times подчеркнуло, что Китайско-Центральноазиатский саммит объединяет и консолидирует разнообразный мир, в отличие от «элитного клуба G7».
«Стратегической задачей, которую семерка участников обсуждала накануне саммита, был поворот в сторону "Глобального Юга" с целью реализации стратегии "сдерживания", направленной как против Китая и его инициатив, так и против интересов "незападного" мира в целом», — указывает GT.
Приглашенные же на саммит в Хиросиме страны, не входящие в G7, были нужны для маскировки реальных интересов западных политиков, считают китайские обозреватели. Однако «Большой семерке» становится все сложнее выдавать защиту корпоративных интересов G7 за защиту глобальных интересов мирового сообщества, несмотря на активные политические и пропагандистские усилия.
Лидеры G7 хотят избавиться от зависимости от России

Другой стратегической задачей западных и прозападных стран, обсуждаемой в рамках саммита в Хиросиме, является преодоление энергетического дефицита, сформировавшегося на фоне отказа Запада от российских ресурсов после начала украинского кризиса. Выходом из сложившейся ситуации западные страны считают планомерный переход на чистую энергетику, который весьма удачно ложится на продвигаемую местными политиками «зеленую» повестку.
«На своем саммите в Хиросиме лидеры G7 также подчеркнули важность проведения «зеленых» преобразований и пообещали увеличить инвестиции в экологически чистую энергетику. В частности, они упомянули о коллективном увеличении мощности морской ветроэнергетики на 150 гигаватт к 2030 году для выполнения совместного обязательства сократить выбросы парниковых газов на 60% и полностью или преимущественно декарбонизировать энергетический сектор к 2035 году», — пишет журналист Эрик Джонстон для японского издания The Japan Times.
В статье JT также отмечается, что исполнительный директор Climate Integrate Кимико Хирата возложила ответственность за приверженность G7 к ископаемому топливу на Японию. Она считает, что у Токио «нет чувства срочности в связи с климатическим кризисом», а японское правительство не уделяет климатической повестке приоритетное внимание, что затрудняет отказ от угля и других ископаемых энергоресурсов.
Немецкое издание Zeit пишет, что лидеры G7 рассчитывают существенно сократить зависимость Запада от российских ресурсов путем перехода на «зеленую» энергетику. Однако при этом «Большая семерка» не исключает государственные инвестиции в газовый сектор, поскольку это будет «уместно в качестве временной меры», которая поможет снизить зависимость от России, но «поставленные цели в области защиты климата не должны ставиться под угрозу», подчеркивают немецкие журналисты.