loading...
close
close

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

11:14
14 Ноября 2017 3558

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

1. Всего лишь игра?


Японский разработчик видеоигр Capcom выпустил первую Biohazard в 1996 году. Но игру и ее многочисленные продолжения мир знает как Resident Evil, "Обитель зла". При попытке выйти на западный рынок выяснилось, что в США уже есть рок-группа Biohazard. Resident Evil — это итог конкурса на лучшее название.

Первую игру Resident Evil купили 2,5 миллиона геймеров во всем мире. Шутер, в котором нужно было не просто стрелять, а решать логические задачи, чтобы продвигаться по кишащему монстрами особняку, произвел впечатление на игроков. От большинства существовавших на тот момент видеоигр Resident Evil отличал лихо закрученный сюжет и затейливые интерьеры локаций. Спецназовцев отправляют в леса недалеко от Ракун Сити расследовать массовые убийства с уклоном в каннибализм, но их вертолет терпит крушение. Бегство от кровожадных псов, зараженных вирусом, приводит их в особняк, где нужно как можно скорее пробраться к компьютерам "Амбрелла" и узнать, что за маской фармацевтической компании скрывается разработчик вирусного оружия. Как вам задачка?

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Со всеми сиквелами, приквелами, продолжениями серии и ремейками на сегодняшний день уже вышло более 30 игр серии Resident Evil, с ожившими мертвецами можно сражаться хоть с мобильного телефона. Есть не менее трех анимационных короткометражных фильмов по игре, а в Голливуде размахнулись на шесть блокбастеров.

Сражающаяся с корпорацией "Амбрелла" и армией ходячих трупов Элис, чья жизнь постоянно висит на волоске, имела больший успех, чем даже Лара Крофт. Думаю, дело в том, что Крофт — богатая титулованная дама, жаждущая тайн и приключений, а Элис спасает свою шкуру и есть у нее только оружие, немногие выжившие союзники и то вручаемые, то отнимаемые корпорацией "Амбрелла" сверхспособности. Исполнительница роли Элис Милла Йовович после выхода первого фильма "Обитель зла" сравнивала себя с Сигурни Уивер, сыгравшей в серии фантастических кинолент "Чужой". Судя по количеству фильмов в серии "Обитель зла", сравнение оказалось точным.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Кинофраншиза подарила Resident Evil новую жизнь и гораздо более прочные позиции в массовой культуре. Параллельно с новыми фильмами выходили продолжения игры. Экранизация компьютерной игры — дело неблагодарное. Фанаты оригинала раскритикуют фильм за несоответствие сюжету игры и, возможно, отсутствие любимых персонажей или монстров. Киноманам придется не по вкусу долгое разъяснение того, что же происходит, мол, хватит предысторий и схем лабораторий, давай сюда чувства и актерскую игру. В кинотеатре перед экраном наверняка окажется кто-то, кому просто захотелось зайти в кино переждать ливень. Случайный зритель, тем более если он не поклонник ужасов и фантастики, может разозлиться, потому что не совсем поймет, что к чему и чем же закончился фильм со всеми этими внезапно выпрыгивающими чудовищами.

Режиссеры и сценаристы пытаются угодить всем, но устроит ли столь разномастную публику результат, предугадать сложно. Несмотря на шквал критики, зрители почтили вниманием каждую "Обитель зла". Сборы в кинотеатрах первой части составили почти 103 миллиона долларов. Сборы шестой части — 312 миллионов долларов. То есть, никому не надоело. Давайте подумаем, что хорошего в этой серии фильмов.

2. Сюжет, в котором не грех запутаться
 

В первом фильме мы знакомимся с главной героиней, чье имя узнаем только в титрах. Будний день в офисе оборачивается кошмаром, когда из-за разбитой склянки с вирусом всех сотрудников закрывают в здании и усыпляют, то есть убивают. Ловкий трюк с потерей памяти у пары значимых персонажей, включая Элис, из-за особого газа, включенного системой охраны, позволяет выгодно обыграть необходимость объяснить зрителю, кто есть кто и что происходит.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

А происходят секретные разработки вирусного оружия в большой тайной лаборатории "Муравейник" (или "Улей", по-разному переводят). Но что-то пошло не так. Ближе к концу фильма оклемавшиеся герои вспоминают, что Элис пыталась разоблачить и уничтожить корпорацию "Амбрелла", узнав, что она делает не только лекарства. Ее как бы муж решил ускорить процесс, задумав погубить "Амбрелла" вместе со всеми сотрудниками и загнать образцы Т-вируса и антивируса на черном рынке. Не стоило быть таким самоуверенным.

Жуткая динамичная сцена с лазерами-убийцами в зеркальном коридоре, первая встреча с проголодавшимися ходячими мертвецами, по-своему очаровательная боец "Амбрелла" Рэйн в исполнении актрисы Мишель Родригес, схватка с мутантом Лизуном в едущем на полной скорости поезде — ради этого киберприключение "Обитель зла" стоит посмотреть.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Второй фильм показывает, что было дальше с городком Ракун Сити, под которым расположена лаборатория "Амбрелла". Да, "Муравейник" запечатали, но надо же его открыть и посмотреть, что там приключилось. Наверное, поэтому вторую часть назвали "Обитель зла: Апокалипсис". Фильм-катастрофа. Кто не успел эвакуироваться из Ракун Сити, тот опоздал.

Сюжет во многом построили вокруг человеческой истории, вызывающей сопереживание. Школьницу Анджелу Эшворд, дочь одного из ключевых ученых "Амбрелла", эвакуировать не получилось, поэтому отчаявшийся отец в обход воли руководства подключает к поискам девочки Элис и компанию, обещая помочь им выбраться.

В компанию Элис входит Джилл Валентайн, встреча с которой станет праздником для заядлых геймеров, она одна из ключевых персонажей компьютерной игры. Ожившие мертвецы наконец-то не ходят стайкой по канализации, а, как полагается по жанру, разгуливают по всему городу. И едва ли кто-то останется равнодушен к проекту "Немезида", мутанту ростом под три метра с ракетницей через плечо, с которым Элис будет драться.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Третий фильм, "Обитель зла: Вымирание", вызвал у фанатов игры недоумение. Элис бродит по пустыне, отстреливая голодных мертвецов и стараясь держаться вне зоны покрытия спутника, через который за ней пытается шпионить злой гений "Амбрелла" доктор Айзекс. Натыкаясь на группу выживших странников, бороздящих пески штата Невада на автобусах и машинах, Элис примыкает к ним и видит среди пустынных скитальцев пару знакомых лиц, встреченных в день инцидента в Ракун Сити. Она показывает им найденный на автозаправке дневник, где написано, что на Аляске, в Аркадии, нет Т-вируса, люди живут мирно. Добраться туда запросто можно, скажем, на вертолете. Который нужно угнать у "Амбрелла".

Нападение ворон-зомби, приезд в кишащий живыми мертвецами "сказочный Лас-Вегас", путешествие по пустыне на вязнущих в песке тачках и мутировавший в непонятно что и сбоку бантик, вернее, щупальце, доктор Айзекс. На это роуд-муви стоит взглянуть.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Четвертая часть — крутой survival horror. Очень напоминает фильм "Рассвет живых мертвецов". Только там кучка людей укрылась в торговом центре, а в фильме "Обитель зла: Жизнь после смерти" убежищем для выживших служит тюрьма. На крышу которой приземляется на милом легкомоторном самолете розового цвета Элис в компании с Клэр, уже знакомой нам по третьей части фильма.

Тюрьма в это нелегкое время пустует, зато есть еда, вода и запасы оружия. Вот только живые мертвецы все напирают и напирают. Когда к ним присоединяется гигант с то ли топором, то ли молотом в руках, остается лишь сказать "Хьюстон, у нас проблемы!" и поскорее сматываться. В Аркадию! Только это все же не город, а корабль, надежно пришвартованный вдали от кишащей монстрами суши.

Сцена с напирающими на Элис сотоварищи зомби на крыше тюрьмы — это вещь, за которую нужно дать кинонаграду вроде "Оскара". Что было с огромным мутантом с топором, когда он напал на Элис и Клэр, почему не надо угонять самолет и оставлять товарищей на произвол судьбы — все это можно узнать из фильма.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Следом на экраны вышла "Обитель зла: Возмездие". Вот тут более-менее попадавшие в цель создатели кинофраншизы просчитались. Потому что решили сделать фильм больше похожим на видеоигру, задействовать знакомых геймерам персонажей, а вышло, откровенно говоря, не очень. Больше похоже на типичный боевик. Суперсекретная база "Амбрелла" на Камчатке подо льдом, зомби в военной форме гонятся на мотоциклах за Миллой Йовович по Красной площади, сбитый шикарной машиной мутант разбивает своим мутировавшим телом все бутылки с алкогольной продукцией в спецмагазине ГУМа. А еще одного монстра накрывает обломками на станции метро "Арбатская". Может, в США это Russian exotica, а вот мне просто больно на это смотреть.

Словом, экранизация компьютерного квеста с кучей самоповторов вроде новой битвы с уже двумя гигантами с топором, повтор сцены в Токио, с которой начинается четвертый фильм. Про оживших мертвецов практически забыли. Ну, разок можно глянуть.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Шестой фильм подводит нас к развязке, недаром называется "Обитель зла: Последняя глава". Перед последним прыжком так расслабились, что впервые сказали слово "зомби". А ведь согласно завету Джорджа Ромеро, в фильме про зомби нельзя говорить слово "зомби", эта мода пошла еще с его черно-белой "Ночи живых мертвецов".

Когда на свете остается в живых около четырех тысяч человек, компьютер "Красная королева", который служит "Амбрелла", вспоминает, что, оказывается, конец света обратим, надо всего лишь распылить антивирус. Который находится в единственном экземпляре внутри "Улья" в Ракун Сити. Кто бы мог справиться с почти невозможным заданием? Конечно, Элис. Заодно ей предстоит разыскать и ликвидировать предателя Вескера, экс-коллегу по "Амбрелла", с которым у нее давние счеты. А еще в "Улье" Элис узнает кое-что о собственном прошлом, которого она не помнит. И все это на фоне зомби-птеродактилей и уродов-мутантов, то есть, простите, биологического оружия, а также армии мертвецов впридачу.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

3. Самые эффектные сцены
 

Герои "Обители зла" постоянно сосредоточены и готовы к сражению. "Кажется, я всю жизнь только и делаю, что бегу и убиваю", — говорит Элис. Но в каждом фильме есть несколько особо запоминающихся сцен. Возьмем по одной из каждой части "Обители зла".

Лазерный луч, супероружие мозга корпорации "Амбрелла", разрезает все на своем пути, закрыв желающих пройти к компьютеру в крошечном зеркальном коридоре. Быстрота реакции может спасти, но ненадолго. Лазерный луч стал визитной карточкой фильмов "Обитель зла". В играх Resident Evil подобная хитрая ловушка тоже была.

"Обитель зла: Апокалипсис" запомнилась эффектным появлением Элис в церкви. Когда город начинают наводнять живые мертвецы, несколько человек пытаются укрыться в храме. Но тут выясняется, что там же укрылись целых три кровожадных монстра-мутанта, которые могут бесшумно свисать с потолка, высматривая жертву. А патроны закончились. Да и фильм на этом бы закончился, если б не Элис.

Нападение гигантской стаи ворон, поклевавших тела зомби, посреди пустыни в "Обитель зла: Вымирание" было неожиданным ходом. Как справиться с невероятным количеством агрессивных птиц? Стрелять метко, бегать быстро и, как без этого, дождаться появления Элис, у которой внезапно открываются сверхспособности.

Настало время посмотреть сцену на крыше тюрьмы из четвертой части, "Обитель зла: Жизнь после смерти". Элис приходится спасать не мир, а своих союзников и саму себя от толпы почти живых и очень голодных. До последней секунды сцены переживаешь, получится ли у нее. Грамотный монтаж, подходящая музыка и рапид усиливают впечатление.

Говоря о самой необычной сцене пятой части "Обители зла", придется немного забежать вперед и сказать о главной музыкальной теме кинокартины, именно ее мы слышим, пока наблюдаем в обратном порядке ход событий во время атаки солдат "Амбрелла" на корабль с выжившими людьми. Элис смелая, но солдат слишком много.

В шестой части есть много зрелищных массовых сцен с участием армии мертвецов, но особый интерес все же представляет схватка Элис с птеродактилем. Извините, но зомби-птеродактиль — это что-то новенькое. Хотя это и не так круто, как слон-зомби в игре Resident Evil Outbreak.

4. Музыка к фильмам
 

Написать музыку к кинофильму — почетная роль для музыканта. Но тут в центре внимания не талант гениального автора, а именно кинокартина, соответствие музыкального сопровождения содержанию.

Главную тему к первой части фильма написал Мэрилин Мэнсон. В мелодии чувствуется напряжение, неприятное предчувствие, получилось будто бы спокойно и размеренно, но в то же время жутко. Как правило, эта тема звучит в моментах, когда показывают испытания вируса в лаборатории. Пробирки с синим вирусом и зеленым антивирусом, сотрудники в белоснежных защитных костюмах.

Во второй части "Обители зла" кругом апокалипсис, поэтому особо не до музыки. Но поклонники серии в Сети признаются, что это кино им запомнилось в том числе песней The End Of Heartache группы Killswitch Engage. Драйвово и энергично, под такую композицию бороться за выживание — самое то.

Основная музыкальная тема третьей части звучит в моменты, когда герои едут по бесконечному хайвею сквозь бескрайнюю пустыню. Мелодия заметно перекликается с музыкальной темой из первой части. Хорошо передается ощущение бесконечной борьбы, жизни в бегах.

Важна не только музыка, но и монтаж. Именно удачное соединение изображения со звуком затрагивает наши чувства. "Обитель зла: Жизнь после смерти" начинается со статичной сцены на перекрестке в центре Токио. Композиция и сегодня звучит стильно и современно, урбанистично. Неудивительно, ведь создателям фильма всегда хочется, чтобы результат труда долгие годы был актуальным медиапродуктом, а не стал любопытным антиквариатом.

Про мелодичную, значительную тему из пятой части мы уже сказали. У нее есть один недостаток — это единственная музыкальная тема фильма. Она звучит даже тогда, когда Элис дерется с Джилл Валентайн, которой успешно запудрили мозги в "Амбрелла".

Шестая часть фильма напичкана монстрами, опасностями, но все стремления героев направлены на возрождение мира. Поэтому и музыка спокойная, обнадеживающая. Трогательная, но без перегиба, жизнеутверждающая.

5. Кто такая Элис?
 

Элис стала главной героиней по воле режиссера. Никакой Элис в игре не было. Но если б главной героиней стали Джилл или Клэр, то геймеры не пошли бы в кино. Зачем смотреть фильм, если и так понятно, что героиня выживет? Имя Элис выбрано очень удачно. В России на уроках английского имя Элис выучивают одновременно с "What is your name?"

Стоит отметить, что из компьютерных игр серии большую благосклонность фанатов завоевали Resident Evil: Veronica Code и Resident Evil: Zero, потому что в них внимание уделялось не только выполнению заданий, но и характерам, чувствам персонажей, тому, как меняется отношение напарников друг другу после совместно пережитых передряг.

Вот и Элис вызывает у зрителей симпатию, потому что хорошо прописаны ее характер и история. Она не просто бежит и убивает, она защищает тех, кто слаб, старается оберегать выживших людей. Ею движет отчасти чувство вины, ведь ее связь с "Амбрелла" неоспорима, даже можно сказать, что косвенно весь этот кошмар устроила она. Элис отважный воин, в бою ей нет равных. Осмелюсь предположить, что у женской части аудитории Элис вызывает восхищение тем, что всегда может себя защитить. Она сильная, ловкая, соображает на ходу. Растеряться — значит погибнуть, а этого допустить нельзя, у Элис другие планы. Она отлично разбирается в оружии и даже сама придумывает, как улучшить его поражающие характеристики. Это не Элис, а настоящая Афина, богиня войны.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Но при всей своей отчаянной храбрости и воинственности Элис остается женщиной, ей свойственно сострадание, желание помочь. Отправляя на вертолете на Аляску Клэр и еще одну девушку с полудюжиной ребятишек, говорит: "Защитите детей!" Не идет к спасению по головам и не подставляет других. Даже увидев сотни смертей, искренне оплакивает гибель старых друзей. Беспощадность к врагам и доброта к союзникам, борьба за справедливость, человечность делают Элис привлекательным персонажем. Она бесстрашная, решительная и будто всегда знает, как правильно поступить.

6. А этого не было в игре!
 

Режиссер может прыгнуть выше головы и все равно не угодить заядлым игрокам, которые всегда будут сравнивать голливудский фильм с продукцией японского разработчика Capcom. Весьма удачным геймеры считают фильм "Обитель зла: Апокалипсис", потому что в нем есть моменты, которые в точности повторяют игру, и в целом сюжет фильма близок к Resident Evil: Nemesis. Даже Nemesis, проект "Немезида", в фильме, как и в игре, произносит лишь одно слово, stars. Вернее: "Staaaaars!" "Амбрелла" поручила ему уничтожить отряд спецназа S.T.A.R.S., вот мутант и живет этой мыслью.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Resident Evil — это непременно таймер с отсчетом времени до взрыва. В первой, второй, пятой и шестой частях фильма таймер со временем до того, как все взлетит на воздух, тоже присутствует. Мутации, при которых деятель "Амбрелла" сохранил свое сознание, но мутировал в нечто с щупальцами вместо одной руки — присутствуют. В играх, заметим, загнанный в угол злодей обязательно вкалывает себе вирус и превращается в нечто, не поддающееся описанию. Как будто это спасет его от пуль доблестных протагонистов. Несущийся по рельсам вагончик, за который цепляется нехилых габаритов монстр — эффектно и в игре, и в кино. Спасение на вертолете за минуту до взрыва — непременно. Опасные доберманы-зомби — есть! Лазеры — куда же без них.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Resident Evil Dead Aim — история с гуляющим по кораблю вирусом и подводной лабораторией, совсем как в пятом фильме серии "Обитель зла". Resident Evil the Umbrella Chronicles тоже рассказывает про секретную базу "Амбрелла" в России.

Увы, в фильм не перекочевали монстры, похожие на гигантских животных и насекомых. Видимо, экранного времени хватило только на самых-самых чудовищ. А меж тем, было бы любопытно взглянуть в фильме на мутировавших акул, которых разводили сотрудники "Амбрелла".

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Откровенной выдумкой стало путешествие по пустыне в "Обитель зла: Вымирание". Фильм вышел в 2007 году. Двумя годами позже Capcom представила пятую часть игры Resident Evil, там дело происходит в Африке, но все же не в пустыне, а у героев совсем иные задачи. Совсем не нашлось места в кинематографе для четвертой игры Resident Evil про зомбированных жителей испанской деревушки и спасение дочки президента США.

Удивительным образом на киноэкран попали монетки, которые в одной из версий игры нужно собирать как бонусы, они висят перед героем в воздухе в коридорах. Похожими монетками в "Обитель зла: Жизнь после смерти" Элис стреляет в оживших мертвецов, получая эффект разрывных пуль. И спасибо за предателя Вескера, зараженного Т-вирусом, который в фильме выглядит совсем как в игре, вплоть до светящихся красных глаз за стеклами темных очков.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Не могу умолчать о коллеге по цеху из второго фильма "Обитель зла", журналистке Терри Моралес. В обреченном Ракун Сити она ходит повсюду с видеокамерой, а на вопрос "Что это?" отвечает: "Премия "Эмми", если выберусь отсюда". Видеозапись уцелела, но борьба Терри Моралес за правду (и премию) не помогла что-либо изменить. Во второй части игры есть журналист Бен Бертолуччи, который ждет спасения, закрывшись в тюремной камере с компроматом на "Амбрелла" в руках. И в Resident Evil Outbreak есть репортерша с набором отмычек и большими профессиональными амбициями.

Нельзя обойти вниманием одежду некоторых героинь. Например, отстраненная от службы в полиции Джилл Валентайн, находясь у себя дома, узнает, что в связи с чрезвычайной ситуацией всем полицейским приказано явиться на службу. Внимание, вопрос. Джилл дома, весь гардероб у нее под рукой. Почему она является в полицейский участок в майке с открытыми плечами и шортах? Или почему шпионка Ада Вонг в пятом фильме, отправляясь на крайне опасное задание, наряжается в красное вечернее платье до пят и туфли на шпильках? Ответ весьма прост. Так героини были одеты в игре.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

7. Какой смысл это смотреть?
 

Ожившие мертвецы, летающие мутанты, драки, трюки, пальба из пушек — зачем все это смотреть, какое это имеет к нам отношение? Что ж. "Амбрелла" — фармацевтическая компания, которая подмяла под себя весь мир. А теперь скажите, когда вы приходите в аптеку, какие леденцы вы точно увидите на полке со средствами от боли в горле? А как называются пара крупных сетей гипермаркетов в вашем городе? А пара самых известных сетей фастфуда? Все это прочно вошло в жизнь, не так ли? И это не фантастика.

В третьем фильме франшизы говорится не только о вымирании людей, но и о воздействии губительного вируса на все живое. Земля стала пустыней, реки пересохли. 2017 год — Год экологии. В этом году на одном из многочисленных саммитов с участием глав государств разгорелись споры по поводу Соглашения по климату и отсутствия у США явного желания в этом международном документе участвовать. А популярные ученые вроде Стивена Хокинга призывают человечество ответственно относиться к природе и окружающей среде, в противном случае обещая нам реки с кипятком и кислотный дождь.

Меня зовут Элис: за что мы полюбили "Обитель зла"?

Заметим, что игры и фильмы "Обитель зла" выдержаны в жанре survival horror. Предлагаемые нам кинокартины хоть и созданы на основе компьютерной игры, но они как раз заставляют нас встать из-за компьютера. Почти каждую минуту на экране идет борьба за выживание, настоящая битва за человечество. Выживают сильные, ловкие, сообразительные и удачливые. Трусов и слабаков прикрывать вечно никто не сможет. Хороший повод задуматься о том, чтобы взять в руки гантели вместо компьютерной мышки. Согласитесь, сколько бы мы ни шутили о "плане на случай зомби-апокалипсиса", понятно, что в критической ситуации вас действительно могут спасти умение постоять за себя в драке, правильно перевязать рану, починить автомобиль.

Вот так мы с вами начали с компьютерной игры, а закончили тем, что и в жизни нужно смотреть в оба. Кстати, а вы играли в Resident Evil?

Автор: Александра Прозорова

Читайте нас в Telegram
Читать
Оставить Комментарии

Новости партнеров

Загрузка...
Загрузка...

Эксклюзив