Невские Новости  /  Надежда Дроздова

Итоги исследований опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution. Лисиц одомашнивают с 1959 года, сначала этим занялись в исследовательских целях в Новосибирском институте цитологии и генетики. Ученые на их примере хотели разобраться, как происходил процесс приручения собак тысячи лет назад. Отбирали наиболее дружелюбных животных из стаи, позволяли им размножаться.

За 50 поколений вывели лис, схожих по поведению с собаками. Но "одомашнивание" изменило и внешний вид животных, информирует телеканал "360". Обвисли уши, появились светлые пятна на шкурке, хвост стал закручиваться крючком.

Позже биологи выделили в хромосомах лисиц те участки, структура которых сильно поменялась. Образцы ДНК собрали у 30 особей — 10 агрессивных лисиц, 10 послушных, а также у 10 животных из контрольной группы.

krebc.prirodakomi.ru /

Ученые нашли 103 участка генома, различавшихся у трех популяций лисиц. Сравнив наличие или отсутствие таких мутаций в ДНК лисиц с особенностями в их поведении, ученые сделали вывод. Изменения в повадках "домашних" чернобурок связаны с мутациями всего в одном гене, SorCS1, он отвечает за способность нейронов образовать новые связи. Комбинация вариаций SorCS1 и определяет поведение лис, вышли своего рода "домашняя" и "агрессивная" версия гена.

Примечательно, что у домашних собак и одомашненных лис гены отнюдь не совпадали. Дружелюбие собак объясняется тем, что все собаки носят особую версию "синдрома эльфа" — задержки умственного развития. Чем дружелюбней собака, тем больше у нее мелких мутаций и крупных ошибок в геноме шестой хромосомы, в окрестностях гена GTF2I. У лисиц же вышло с точностью до наоборот. Те из них, у кого были повреждены шестые хромосомы, стали наиболее агрессивными по отношению к людям.

wikipedia.org / 4028mdk09/CC BY-SA 3.0