Дедушка, герой, леди, атомное сердце и наша надежда: пять авианосцев, которые вошли в историю
wikipedia.org  / 

Грозные и огромные авианосцы, ласково прозванные "авиками", вызывают бурю противоречивых чувств у флотофилов России. 

"Авики не нужны, у нас толком выходов к океанам-то нет!" — говорят одни. "Нет авиков — нет полноценного флота!" — отвечают им идейные противники.

Издание Nation News авианосцы любит (особенно один!), но не ставит амбициозной задачи перед собой сейчас дать о них полную информацию — на то есть хорошие книги по истории флота. Зато в день спуска на воду первого атомного красавца USS Enterprise мы собрали для вас пять историй о кораблях этого типа, каждый из которых был первым в своем роде. Итак, листайте вниз: там ждут истории с картинками и... одним котиком. 

Дедушка, герой, леди, атомное сердце и наша надежда: пять авианосцев, которые вошли в историю

1. Самый первый: HMS Argus

 

Этот авианосец был построен в 1917 году под конец Первой мировой войны, когда слова старого гимна "Правь, Британия, морями!" еще не звучали так иронично, как сегодня. Корабль Его Величества "Аргус" — авианосец классической компоновки. Он не был достаточно быстрым для совместных действий с линейными крейсерами, но стал своего рода плацдармом для развития концепции "авиков" не только в Британии, но и в США. Суровый дедуля всех авианосцев мира в "юности" не воевал: он должен был выйти со своей эскадрильей Sopwith Cuckoo в атаке флота "Открытого Моря" в 1918 году, но тут случилось перемирие. 

Кинозвезда, гроза океанов и герои войны: пять авианосцев, ставших первыми в своем роде
wikipedia.org /

Годы его славы пришлись на 1940-е: будучи еще транспортным авианосцем, "дедушка" участвовал в прикрытии первого арктического конвоя в 1941 году, когда СССР вступил в войну. Он нес на себе 24 новых "Харрикейна" IIB и 12 пилотов Королевских ВВС. В 1942 году, после того, как его модернизировали и переделали в боевой, участвовал в операциях на Средиземноморском и Североафриканском театре боевых действий, в частности, в операциях "Гарпун" и "Факел". Последняя кончилась для корабля тяжелыми повреждениями. В 1943 стал учебным судном.

Факт: английские моряки прозвали корабль Ditty Box ("коробочка для мелочевки"), — именно с коробочкой сравнил новинку флота матрос Поссер, что сначала стало достоянием всего Адмиралтейства, а потом и прессы.

2. Первый павший: HMS Ark Royal

 

HMS Ark Royal  — тяжелый британский авианосец водоизмещением 22 000 тонн, длиной 244 метров, оснащенный зенитной артиллерией, вышел в море 16 декабря 1938 года. Он мог нести 48 самолетов как боевой корабль и 72 — как транспортник. С точки зрения конструкции был самым продвинутым для своего времени: в частности, его палуба была на 26 метров длиннее киля, что облегчало взлет самолетов. Условия жизни экипажа тоже были много лучше, чем на других кораблях.

Герои, леди, атомное сердце и наша надежда: 5 авианосцев, ставших первыми в своем роде
wikipedia.org /

Участвовал в легендарной охоте на немецкий линкор "Бисмарк", самолет его эскадрильи в итоге и подбил "немцу" руль, после чего его "прикончили" быстрые и легкие британские линкоры. В начале войны именно его авиагруппа первой сбила самолет врага.Также участвовал в Норвежской операции и неоднократно перебрасывал самолеты на английскую базу на Мальте. 13 ноября 1941 года "Арк Ройал" был торпедирован немецкой подводной лодкой U-81. Затонул на следующий день и стал первым погибшим на войне кораблем своего типа.

Герои, леди, атомное сердце и наша надежда: 5 авианосцев, ставших первыми в своем роде
wikipedia.org /

Факт: на этом авианосце служил легендарный кот Непотопляемый Сэм, который до того спасся с еще двух кораблей. Морскую карьеру котик начал на том самом линкоре "Бисмарк", а продолжил на британском эсминце "Казак", который тоже погиб. Это дает историкам флота повод шутить о котике как о чрезвычайно удачливом "двойном агенте": славно "отомстил" за гибель родного "Бисмарка", выведя из строя двух "британцев", а потом с почетом ушел на берег.

Герои, леди, атомное сердце и наша надежда: 5 авианосцев, ставших первыми в своем роде
wikipedia.org /

 К сожалению, более четкого и удачного фото пушистого героя история не сохранила.

3. Первая леди: USS Yorktown CV-10 The Fighting Lady

 

Признаемся, авианосец USS Yorktown в нашу "пятерку первых" попал не только за героизм, но и за свое красивое второе название — "Боевая леди". Так назвал корабль экипаж: за изящество линий и мощь. Хотя в английской культуре принято считать, что "корабль" (ship) — женского рода, но авианосцы до поры женскими прозвищами не награждали. Спущен на воду 15 апреля 1943 года и на его (ее) счету — множество операций на Тихоокеанском театре и 11 боевых звезд.

Герои, леди, атомное сердце и наша надежда: 5 авианосцев, ставших первыми в своем роде
wikipedia.org /

После Второй мировой войны The Fighting Lady неоднократно подвергалась модернизации, поучаствовала в паре спасательных операций, в войне на Корейском полуострове и во Вьетнаме. Последним бенефисом "Йорктауна" стало участие в лунной программе США: именно этот авианосец 27 декабря 1968 года обеспечивал посадку на воду космического корабля "Аполлон-8". Сейчас The Fighting Lady — музей, находится во Флориде.

Герои, леди, атомное сердце и наша надежда: 5 авианосцев, ставших первыми в своем роде
wikipedia.org /

Факт: "Боевой леди" и ее экипажу посвящен одноименный документальный фильм, получивший премию "Оскар" в 1945 году. Именно в этом фильме корабль появился под вымышленным женским именем, поскольку такие правила секретности диктовала обстановка военного времени.

4. Первый атомный: USS Enterprise

 

USS Enterprise (CVN-65) — сегодняшний именинник, был в строю до декабря 2012 года. Первый атомный ударный авианосец в мире, гордость американского флота, о нем хочется говорить языком цифр. Таких у флота США должно было быть пять, но из-за дороговизны проекта — а расходы на строительство одного такого корабля в итоге составили 451 млн долларов, — от них отказались. Это самый длинный боевой корабль мира — 342,3 метра. Гигант мог идти на восьми реакторах с четырьмя турбинами. Одной заправки реакторов хватало на 13 лет работы.

Герои, леди, атомное сердце и наша надежда: 5 авианосцев, ставших первыми в своем роде
wikipedia.org /

В 1962 году в составе Второго флота США участвовал в морской блокаде Кубы, сыграв свою роль в Карибском кризисе, а по-настоящему "воевал" уже во Вьетнаме, переведенный в Седьмой флот США в 1965 году: однажды с его палубы совершили 165 вылетов за сутки, и этот рекорд до сих пор не побит. Далее была операция "Лиса пустыне" в Ираке в 1988 году, а после авиагруппа "Энтерпрайза" участвовала в бомбардировке талибов*.

1 декабря 2012 года его вывели из состава флота и остановили реактор, еще через пять лет, 3 февраля 2017 года, — торжественно списали. Шли долгие споры о превращении первого и единственного атомного авианосца в музей, но это оказалось слишком дорогой и небезопасной идеей.

Герои, леди, атомное сердце и наша надежда: 5 авианосцев, ставших первыми в своем роде
wikipedia.org /

Факт: 14 января 1969 года на авианосце произошел самозапуск ракеты. Эта трагедия унесла жизни 27 членов экипажа. 15 самолетов также были потеряны, ущерб кораблю составил 126 млн долларов. 

5. Первый и единственный: "Адмирал Кузнецов"

 

Последний в нашем списке кораблей, но всегда первый в наших патриотичных сердцах. Авианосец, или, как правильно, авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", а для действительно "своих" — просто "Кузя".

Он был спущен на воду в 1990 — сложное время для страны, неоднократно ремонтировался. В американской прессе его зло обзывали "худшим авианосцем в истории", однако он успешно справился со своей задачей в Средиземном море у берегов Сирии, в отличие от захваленного флота США. Насчет оружейного оснащения и самолетов — тут равных ему нет, это признают даже американцы.

Герои, леди, атомное сердце и наша надежда: пять авианосцев, ставших первыми в своем роде
facebook.com / Минобороны России

19 сентября 2018 года "Адмирал Кузнецов" встал на  ремонт: на нашем "авике" заменят все оборудование, создадут условия расположения усиленной авиагруппы, после чего Россия получит современный и безотказный авианосец, который соберет все лучшее, что есть в наших технологиях. 

Про корабль-надежду Nation News рассказал один из тех, кто знает его лучше всех,  — Алексей Лицис, начальник сектора проектного отдела Крыловского государственного научного центра, где "Адмирал Кузнецов" проходил испытания:

"Несколько десятков лет после ремонта "Адмирал Кузнецов" еще послужит. Что касается сравнения его с "американцами" — тягаться тяжело, у нас он всего один, у США — 11, хотя техника у нашего получше. Он сохраняет традиции советского кораблестроения, собрал самые передовые технологии, и мы верим, что передаст их в будущее своим "наследникам", в этом  — наша надежда. В планах руководства страны и Минобороны РФ значится, что у нас будет авианосный флот в будущем, хоть и не в самом ближайшем".

"Адмирал Кузнецов" остается лучшим в Европе — корабля сравнимых характеристик нет ни у британцев, ни у французов, и это несмотря на немолодой возраст "Кузи". Конструкторы создали его с учетом всех особенностей Северного театра, чем авианосцы других стран похвастаться не могут, дополнил наш эксперт.

Факт: на стадии проектирования в 1982 году "Адмирал Кузнецов" носил имя "Рига", а потом едва не был назван в честь только что почившего генсека СССР Леонида Ильича Брежнева. Хотя тот никогда не служил на флоте и любил автомобили куда больше кораблей.

Дедушка, герой, леди, атомное сердце и наша надежда: пять авианосцев, которые вошли в историю

 

* члены террористической организации "Талибан", деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации