"Было бы славно, если б директор Третьяковки покрыла стоимость картины из собственного кармана": научный сотрудник о скандальной музейной краже

В воскресенье, 27 января, 32-летний молодой человек зашел в Третьяковскую галерею, спокойно, на глазах у посетителей, снял со стены картину Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым" и вышел с ней из здания, пройдя мимо охраны, не осознавшей вовремя, что именно произошло. К счастью, на следующий день дерзкого вора удалось задержать и картину вернуть. Экспертиза подтвердила, что вернули подлинник. Сам похититель — Денис Чуприков, уроженец Крыма, в последнее время проживавший в Подмосковье, задержан и вины не признает. Следователи полагают, что он действовал не один, а с сообщниками. Мотивы его действий пока непонятны. Выяснилось, что у задержанного есть супруга и маленький ребенок.

Происшествие привлекло внимание всей страны, его прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он поблагодарил сотрудников полиции, оперативная работа которых позволила вернуть картину, и потребовал сделать выводы из этой истории.

"Было бы славно, если б директор Третьяковки покрыла стоимость картины из собственного кармана": научный сотрудник о скандальной музейной краже

Раньше всего с выводами успели неравнодушные к искусству блогеры. Они оказались очень нелестными для нынешнего директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой. Искусствовед прекрасный, директор — никакой: так резко высказались о менеджере одного из самых известных музеев страны.

Сотрудник одного из ведущих музеев Петербурга, проработавший в этой сфере несколько десятилетий, на условиях анонимности поделился с нами мнением об инциденте в Третьяковке и рассказал, как складывается ситуация с обеспечением защиты экспонатов в других музеях.

Музеи беззащитны: супермаркет лучше охраняется

 

Выводы из слов нашего собеседника — грустные: наши музеи беззащитны, особенно если подчиняются учреждениям, которые возглавляют люди, не понимающие, что такое художественная коллекция.

"Ситуация в ведомственных музеях ужасна: там сокращают ставки смотрителей. Защитить коллекцию совершенно невозможно. Очень часто ведомственные музеи подчинены организациям, которые возглавляют люди, не понимающие, что такое художественная коллекция. Это проблема, она стоит остро, а сейчас это вскрылось странно, анекдотично и неприлично для всех". 

Продукты в супермаркетах порой охраняют лучше, чем бесценные сокровища из наших музеев, говорит собеседник Nation News. Это просто необходимо в ближайшее время исправить. Впрочем, по следам происшествия в галерее в Минкультуры уже пообещали оснастить все экспонаты датчиками безопасности.

"В любом магазине — книжном, одежном и даже продуктовом, каждый продукт защищен. Если выносят, будет пищать. В музеях такого нет, но это необходимо сделать в ближайшее время, и это должно сделать государство  — музеи не обладают возможностями чисто финансово".

Задача директора — хранить

 

Потуги директора музея после шокирующего инцидента оправдаться высокой посещаемостью и очередями на выставки не нашли понимания у опытных музейщиков. Сохранность экспонатов — вот главная задача руководителя. Тем более, еще свежа в памяти недавняя попытка испортить легендарное репинское полотно "Иван Грозный и сын его Иван" в той же Третьяковской галерее — произошло это 25 мая 2018 года.

"Висит картина ничем не закрепленная, мимо охраны идет человек, его никто не останавливает — невероятная беспечность. Директор музея нагнетает истерику — к нам очередь на Серова стоит! А ведь главная ее задача  — обеспечить не посещаемость, а сохранность. Вещь-то очень высокого уровня — поздний Куинджи, она часто была в экспозиции".

"Было бы славно, если б директор Третьяковки покрыла стоимость картины из собственного кармана": научный сотрудник о скандальной музейной краже

Отдельное возмущение любителей искусства, которым дороги Третьяковка и ее уникальная коллекция, вызвали заявления чиновников из Минкульта о том, что картина была застрахована на время экспонирования, страховку покрывал брокер, а сумма страхования составила 12 млн рублей. Мол, если бы что-то случилось с картиной, то страховка бы все покрыла. У любителей искусства создалось впечатление, что современных руководителей-музейщиков интересуют только деньги, а не экспонаты, хотя надеемся, что это не так.

Наш собеседник тоже не одобряет такой подход.

"Судить о картине по стоимости — нелепо, рыночная цена колеблется и зависит от моды на художника. И нельзя подходить к вопросу так — мол, да сколько стоит Куинджи, страховка покроет. Нельзя судить, что надо оставить, а что не жалко, если пропадет. Это в корне неверный подход. А если там наряду с картинами пропадают и шубы — это просто беспорядок", — отметил собеседник Nation News.

Интересно? Жми, чтобы подписаться на сайт в Яндексе