26 Июня 2019 402

Ученые нашли способ предотвращения рецидива миелоидного лейкоза

Американские врачи-онкологи провели тест способа значительного уменьшения частоты рецидивов острого миелоидного лейкоза после пересадки донорских гемопоэтических клеток, сообщает N+1.

Для этого после пересадки таких клеток людям вводились донорские Т-лимфоциты, на поверхности которых есть рецепторы к белку WT1. Статья обнародована в Nature Medicine.

Острый миелоидный лейкоз — является злокачественной опухолью участка кроветворной ткани, из которой возникают белые клетки крови, такие как лимфоциты. Заболевание можно лечить химиотерапией, но оно во многих случаях возникает вновь. При рецидиве пациентам пересаживаются клетки крови донора, однако мера не всегда означает полное выздоровление.

Ученые нашли способ предотвращения рецидива миелоидного лейкоза

После некоторого времени из гемопоэтических клеток донора в организме хозяина могут образоваться Т-лимфоциты, в теории они могут ответить на опухоль иммунитетом. Однако никто не проверяет их на умение атаковать злокачественные перерожденные клетки или неумении убивать здоровые ткани вокруг опухоли.

Таким образом, частоту рецидивов заболевания и осложнений трансплантации можно уменьшить, если Т-лимфоциты донора выбирать по способности обнаружить характерные для этой болезни клеточные метки и обезвреживать их обладателей. Такие "особенные" клетки могли бы вводится и после пересадки гемопоэтических клеток.

Одна из особенных меток острого миелоидного лейкоза — белок WT1, зашифрованных одноименным геном. Он помогает делению и росту опухолевых клеток при ОМЛ и некоторых смежных заболеваниях. Как на любой другой белок, на WT1 можно направить Т-клетки, тогда он будет обезврежен. Для этого на Т-клетках необходимо присутствие рецепторов к WT1.

Ученые нашли способ предотвращения рецидива миелоидного лейкоза

Ученый Филип Гринберг вместе со своей командой из исследовательского центра онкологии им. Фреда Хатчинсона выбрали из клеток донора те Т-лимфоциты, на которых присутствовали рецепторы к характерным для ОМЛ антигенам. Из них была выделена группа клеток, реагирующая на вирус Эпштейна — Барр. Этот вирус довольно распространен и успешно размножается в клетках, пораженных лейкозом, а значит настроенные против него клетки, смогут бороться именно с опухолями, а не тканями рядом.

В выбранные клетки добавили рецепторы к белку WT1, после чего совершили пересадку 12 пациентам с высокой возможностью рецидива лейкоза. В течение 44 месяцев после проведения эксперимента ни у кого из пациентов не наблюдалось рецидива. Другой группе из 88 человек с аналогичным риском возвращения недуга после трансплантации клеток донора особых лимфоцитов не вводили, и лейкоз обнаруживался почти в 55% случаев.

Авторы исследований планируют продолжать свои разработки, проверяя их на большем количестве пациентов, для того чтобы выяснить побочные эффекты процедуры и другие особенности.

Автор: Мария Федорова