28 Декабря 2019 4147

Ученые установили, что ВИЧ эволюционирует и становится более заразным

Американские ученые выяснили, что вирус иммунодефицита человека со временем эволюционирует. В размножении более успешны те вирусы, которые накапливаются в крови в большем количестве, а значит, являются более заразными. Ученые прослеживали эту тенденцию в течение десяти лет. Исследование американских ученых опубликовало издание Nature Communications.

Естественный отбор справедлив для всех организмов, которые могут размножаться. Это справедливо и для вирусов: одним естественный отбор позволяет размножаться успешнее. Ученые проанализировали истории болезни зараженных ВИЧ. По словам Джоеля Вархайма из Калифорнийского университета, им с коллегами удалось собрать данные о 41 409 пациентах, сдававших анализы крови для постановки диагноза.

Еще до начала лечения у больных измеряли количество вирусных частиц в крови. Это генетически детерминированный признак у ВИЧ, оказывающий влияние на заразность вируса: чем больше частиц - тем выше их шансы попасть в организм другого человека.

Ученые установили, что ВИЧ эволюционирует и становится более заразным

Исследователи сравнивали у вирусов последовательность гена обратной транскриптазы и выделяли группы пациентов, которые заражены одним и тем же или крайне похожими вирусами.

Выяснилось, что у тех пациентов, которые входят в состав генетических кластеров, концентрация вируса в крови существенно выше, чем у пациентов, которые не вошли в кластеры.

Авторы исследования проверили, как менялось число вирусных частиц в крови людей при первичной постановке диагноза и в течение последнего десятилетия. Как выяснилось, вирусная нагрузка на всех стадиях существенно увеличилась. К примеру, на ранних стадиях болезни в 2007 году у пациентов обнаруживали около 13020 частиц на один миллилитр крови, а спустя девять лет - уже 22100 частиц.

Также ученые отметили, что каждая дополнительная генетическая связь повышала вирусную нагрузку. Получается, что ученым удалось обнаружить следы воздействия естественного отбора на вирус иммунодефицита человека. У более крупных групп пациентов встречаются более заразные вирусы, которые в большем количестве накапливаются в крови, а значит, лучше и быстрее распространяются. Получается, что ВИЧ эволюционирует, становясь более заразным.

Ученые считают, что такие изменения вполне закономерны. Более того, тенденция повышения заразности крайне стабильна и никак не зависит от стратегии борьбы с инфекцией.

Автор: Олеся Каштанова