loading...
close

Крымский вопрос, Россия и Украина

13:25 09.09.2015 Views1512 Анна Ботнева Версия для печативерсия для печати
Крым, ялтинская бухта В Совете Федерации России началась подготовка законопроекта, в котором передача Крыма в 1954 года из состава РСФСР в состав Украинской ССР признается не имеющей юридической силы и правовых последствий. Следует сказать, что с самого появления автономной Украины в 1917 году Крым, равно как и Севастополь, в ее состав не входил. Во время Гражданской войны они были либо оккупированы войсками иностранных держав, либо принадлежали российским властям, белым или же красным, которые боролись с правительствами, создававшимися представителями крымских татар, стремившимися опереться на интервентов. Исторической справедливости ради отметим, что части Украинской народной республики под командованием полковника Болбочана, ставшего прототипом полковника Болботуна из бессмертного романа «Белая гвардия» Булгакова, в апреле 1918 года приняли участие в оккупации Крыма войсками «Второго рейха». Однако по соглашению с Германией они в том же месяце покинули полуостров. 18 октября 1921 года была образована Автономная Крымская Социалистическая Советская Республика в составе РСФСР. В 1920-х гг среди руководства СССР была популярна идея создания на полуострове еврейской автономии. В 1930 году там появился Фрайдорфский еврейский национальный район площадью 2,4 тысячи кв км. Это примерно равно территории Люксембурга и составляет около 1/6 площади, которую ООН отвела под государство Израиль. Но в мае 1934 г. на Дальнем Востоке была образована Автономная Еврейская национальная область, и идея сделать Крым «обетованной землей» в составе СССР ушла на второй план, а после образования Израиля угасла окончательно. Во время Великой Отечественной Гитлер и его окружение вынашивали план создания в Крыму гау (области) «Готенланд» и превращения его в курортный район, «Германскую Ривьеру». Для этого на территории полуострова полностью уничтожались евреи, крымчаки, цыгане и караимы. По окончании войны планировалось заселить Крым немцами, а местное негерманское население депортировать: сначала русских, потом – представителей других этнических групп, в том числе и местных татар. Таким образом, выслав с полуострова крымских татар, греков, болгар и армян, Сталин всего лишь частично исполнил планы, вынашивавшиеся нацистами. В июне 1945 года Крымскую АССР преобразовали в Крымскую область, а 29 октября 1948 года Севастополь отнесли к категории городов республиканского подчинения. Таким образом, столица Черноморского флота получила статус того же уровня, который имела Крымская область. 18 января 1954 года отмечался 300-летний юбилей Переяславской рады, на которой было принято решение о вхождении области Войска Запорожского в Московско-Русское царство. Чуть раньше первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, бывший первым секретарем ЦК Компартии Украины в 1938 – 1949 гг, выступил с инициативой передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Еще 16 января он добился отставки первого секретаря Крымского обкома партии П.И. Титова, крайне резко возражавшего против такой передачи. Его место занял второй секретарь Крымского обкома Дмитрий Степанович Полянский, который идею руководителя страны назвал "гениальной". Уже через три года Полянский стал членом Президиума (Политбюро) ЦК, председателем Совета Министров РСФСР, а потом – первым зампредседателя Совета Министров СССР. 5 февраля 1954 года состоялось заседание Президиума Верховного Совета РСФСР, на котором было принято решение о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР. По списку в Президиум Верховного Совета РСФСР входило 38 персон. Из них на заседании присутствовало только 15. Таким образом, кворум на историческом заседании отсутствовал и правом принятия каких-либо документов оно не располагало. Тем не менее, Совет Министров РСФСР передачу Крымской области из состава РСФСР в состав УССР одобрил и обратился в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой рассмотреть данный вопрос, после чего – войти в Президиум Верховного Совета СССР с соответствующими бумагами.
Данное постановление стало грубейшим нарушением действовавшей тогда Конституции РСФСР, поскольку Совет Министров РСФСР мог только исполнять уже принятые нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, а не просить его о создании таковых.
Однако 19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР решение по Крымской области все же принял. При этом, согласно ст. 18 тогдашней Конституции СССР, территория любой союзной республики не могла быть изменена без ее согласия. На бумаге согласие было оформлено в виде Постановлений Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР. Однако в ст. 33 Конституции РСФСР, содержавшей перечень полномочий Президиума Верховного Совета РСФСР, полномочия по изменению границ РСФСР отсутствовали. Кроме того, изменение территории союзных республик не входило в компетенции Президиума Верховного Совета СССР, определявшиеся статьей 49 Конституции СССР. Согласно статьям 14 и 31 Конституции СССР, этот вопрос находился в ведении Верховного Совета, а не его Президиума.
Таким образом, Президиум Верховного Совета СССР нарушил нормы Конституции СССР, превысил свои конституционные полномочия и презрел юридически правильную процедуру решения данного вопроса. Поэтому принятое им решение является незаконным.
21 мая 1992 года Верховный Совет РФ принял Постановление № 2809-1, признавшее решение Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» не имеющим юридической силы ввиду того, что оно принималось с нарушением Конституции РСФСР и законодательной процедуры. При этом российские парламентарии уточнили, что поскольку последующее законодательство РСФСР, в частности, Конституция РСФСР 1978 года, отразило факт передачи Крымской области УССР и между Украиной и Россией был заключен двусторонний договор от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказывались от территориальных притязаний друг к другу, а также благодаря закреплению данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, они считают необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения. По Севастополю же никакого отдельного решения о передаче его УССР не принималось вовсе. В Конституции этой советской республики от апреля 1978 года Севастополь был указан как город республиканского подчинения УССР, в то время как в принятой ранее Конституции РСФСР упоминание Севастополя отсутствовало. Но это было грубейшим нарушением территориальной целостности РСФСР, поскольку никаких законодательных актов, согласно которым столица Черноморского флота из ее состава передавалась в состав УССР, не существовало. Поэтому юридически он продолжал оставаться административной единицей в составе именно РСФСР. Правопреемником же последней является Российская Федерация. Таким образом, оснований для того, чтобы признать решения о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР, принятые в 1954 году, незаконными, вполне достаточно, а Севастополь из состава России юридически и не выходил. Другой вопрос – в том, что для Запада, прежде всего для США, права России на Крым и на Севастополь просто не существует.
Оставить Комментарии

Новости партнеров


Загрузка...
Закрыть