loading...
close
close
Закрыть
18+
Под грузом лет
Куда "улетают" старые самолеты
Самолет Можайского едва мог поднять сам себя, братья Райт уже могли взять на борт очки и кепку. Легендарный "Илья Муромец" имел все шансы надолго стать первым и самым большим в мире самолетом для перевозки людей и грузов, но возить пришлось бомбы.

Современный мир трудно представить себе без авиации. Практически каждый из нас хоть раз летал на самолете, а многие уже даже и не представляют свою жизнь без перелетов. Корреспондент Nation News разобрался, как появилась идея по созданию самолетов, какими были первые летательные аппараты, как расширялось количество самолетов по выполняемым ими целям и задачам, а также как пассажирские самолеты превращают в грузовые и наоборот.
Появление самолетов
Как рассказал в комментарии Nation News председатель секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН Виталий Лебедев, авиация развивалась за счет увеличения количества специализаций летательных аппаратов (ЛА) по выполняемым ими целям и задачам, которые получили конкретные определения и очертания. Так, ЛА для перевозки пассажиров получили определение — пассажирских, для доставки бомбовой нагрузки к цели — бомбардировщиков, а для транспортировки товаров и грузов — транспортных.

Первые большие, и, как правило, многомоторные самолеты, способные поднимать в воздух помимо пилота и другую полезную нагрузку, появились в России. Самым известным таким самолетом стал аэроплан "Илья Муромец" конструкции Игоря Сикорского. Взлетев 12 февраля 1914 года с Корпусного аэродрома, он поднял в небо Петербурга невероятный для того времени вес — 1290 кг, который состоял из 16-ти человек и аэродромного пса Шкалика.
В июне 1914 года с этого же Корпусного аэродрома "Илья Муромец" стартовал в уникальный перелет Петербург — Киев дальностью в 1250 км. 12 июля 1914 года он взял курс обратно и приземлился в Петербурге через 14 ч 38 мин. "Илья Муромец" с блеском продемонстрировал свои уникальные возможности, установив ряд мировых достижений, в том числе рекорд дальности – 2480 км.

Своими уникальными возможностями "Илья Муромец" снискал бы себе славу первого пассажирского и транспортного самолета. Но началась Первая мировая война и эти самолеты стали использоваться для разведки и бомбардировки территории противника.
Красивый самолет и летает хорошо
В ходе войны боевая авиация получила ЛА с четкой специализацией: истребители, бомбардировщики, штурмовики и разведчики. Данные специализации определили направления развития боевой авиации на многие годы, отмечает собеседник NN.
Благодаря заделу и мощности авиационной промышленности, созданной в СССР, с трудом и не без потерь, но нам удалось пройти тяжелые 1990-е и "нулевые" годы. И сегодня у нас вновь создаются новые, в том числе транспортные самолеты: Ил-476, Ил-112В и другие менее глобальные по своим стратегическим задачам проекты. Ведутся исследования в ЦАГИ нового большого транспортного самолета "Слон" грузоподъемностью до 170 тонн на замену хорошо зарекомендовавших себя с советских времен Ан-124 "Руслан".
За развитие авиатранспортного кластера в России сегодня отвечает фирма "Ильюшин", но с появлением в стране вертикально-интегрированных структур, таких как "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) транспортные самолеты могут появиться в самых разных конструкторско-производственных структурах.
При обширности и оперативности задач в грузоперевозках по стране и миру другого пути у России, как развивать свое транспортное авиастроение, нет. Искренне надеюсь, что это будет поддерживаться также на уровне государства и его бизнес-структур.
Как грузовые лайнеры превращаются в пассажирские и наоборот

Сегодня в мире создают такие модели самолетов, которые сочетают в себе идеальный баланс характеристик: герметичный салон, возможность пилотирования одним пилотом, большую дальность полета, низкие эксплуатационные затраты, высокую скорость и возможность эксплуатации на небольших аэродромах. Но самое интересное то, что грузовой самолет легко превращается в пассажирский, и наоборот.
Всем известный Ан-26 — советский военно-транспортный самолет, разработанный в КБ "Антонов". Он является модификацией исходной модели Ан-24.
Благодаря большой ширине проема грузового люка (2,4 м) и установке специальной трап-створки возможна удобная погрузка как с земли, так и из кузова автомобиля, что значительно ускоряет погрузочно-разгрузочные работы. В начале 2000-х годов в качестве замены Ан-24 была разработана программа Ан-26-100, включающая в себя переоборудование грузовых самолетов в пассажирские путем установки кресел и реконструкции салона. В настоящее время Ан-26-100 эксплуатируются в ряде региональных авиакомпаний России.
Набирают популярность и небольшие авиалайнеры, которые выполняют как грузовые перевозки, так и пассажирские. Например, швейцарский PILATUS PC-12 NG. Применение РС-12 NG разнообразно: это может быть и воздушное такси для менеджмента в конфигурации салона "6+2 VIP", и самолет для корпоративной, служебной, а также санитарной авиации или же оптимальный вариант для перевозки грузов, поисково-спасательных операций и прочих миссий.

Огромное багажное отделение позволяет перевозить крупногабаритные грузы. Кресла снимаются, и пассажирский самолет в считанные минуты превращается в грузовой.
Куда улетают старые самолеты
Как рассказал Nation News главный редактор портала AVIA RU Network, эксперт комитета по транспорту ГД РФ Роман Гусаров, специальные транспортные самолеты не всегда используются для перевозки грузов, потому что они более тяжелые и менее экономичные, чем гражданские самолеты. Гражданские самолеты очень легко конвертируются в грузовые, вырезается большая погрузочная дверь и укрепляется пол, после чего самолет готов для перевозки грузов.

Сменяется поколение воздушных судов, появляются новые, более экономичные и более современные. Но самолет может еще летать и летать, 10–15 лет, но по своим характеристикам он проигрывает конкурентам. Рука не поднимается распилить такой самолет, и тогда его отдают на конвертацию или сами конвертируют, и самолет продолжает свою жизнь, уже перевозя грузы. Это характерно как для американских, европейских, так и российских самолетов. У нас, например, Ту-24 использует "Почта России". Самолет уже устарел, но он прекрасно подходит для перевозки грузов. С развитием интернет-торговли такие грузовые перевозки все больше становятся популярными.
Сможет ли красавец-гигант Airbus А380 стать грузовым?

Однако есть самолеты, которые больше предназначены именно для пассажирских перевозок и их превращение в грузовые будет достаточно сложным, а, порой, и совсем ненужным процессом. Например, огромный двухпалубный Airbus А380. Лайнер является крупнейшим пассажирским самолетом мира как по размерам, так и по пассажировместимости, количество кресел в самолете – 700.
По словам Романа Гусарова, этот самолет хорош для больших пассажиропотоков, он выполняет свои определенные задачи.
Однако очень часто становится проблемой обеспечить полную загрузку такого самолета, не так много в мире направлений, где можно сразу 500 человек посадить в самолет, а гонять полупустой двухэтажный самолет невыгодно.
Что касается конвертации такого самолета в грузовой, то, по словам эксперта, здесь есть определенные нюансы.
Проблема может заключатся в том, что такой большой самолет смогут не всегда обеспечить соответствующим объемом груза. Не факт, что найдется в мире много направлений, чтобы отправлять такое количество груза. Кроме того, это единственный в мире полноценный двухэтажный самолет, он короткий, но двухэтажный, поэтому трудно сказать, хватит ли габаритов верхней и нижней палуб, чтобы загружать туда грузы. Сложно будет и обеспечить погрузку на два этажа, так как все подъемники сейчас рассчитаны на определенную высоту самолета. Как загружать груз в двухэтажный самолет? Возможно, придется создавать какое-то дополнительное устройство. А если загружать один только этаж, тогда какой смысл в такой перевозке? Airbus А380, я считаю, не лучший самолет для перевозки грузов.
Роман Гусаров добавил, что Airbus А380 смог бы вместить в себя в максимальных версиях до 800 пассажиров. И если такие самолеты будут уходить из эксплуатации, то, скорее всего, их будут использовать для другого предназначения, не грузового.
Российская авиация может составить конкуренцию Западу
Несмотря на то, что международные и российские авиакомпании активно переоборудовали салоны на мировом авиарынке, сейчас наблюдается масштабный кризис, связанный с остановкой пассажирских рейсов из-за пандемии. Так, в Spbdnevnik.ru писали, что с июля аэропорт "Пулково" поднял ставки аэропортных сборов на международные направления. Пострадал и грузовой рынок, значительную часть которого обслуживали багажные отсеки пассажирских самолетов под перевозку грузов.

Как рассказал заслуженный пилот России, бывший летный директор "Внуковских авиалиний" Юрий Сытник, рынок грузовых перевозок очень тесный и перевозок не так много, поэтому разовые рейсы пассажирские самолеты могут сделать, но не более, так как для самих грузовых перевозчиков не хватает сейчас заказов. Поэтому остается только одно – дождаться, когда пандемия закончиться и тогда российская авиация начнет дышать полной грудью.
Летчик добавил, что в России сегодня достаточно много хороших и качественных самолетов, которые вполне могут составить конкуренцию Западу.
Например, последний самолет, которым он управлял – Ту-204 с цифровым управлением, не уступает ничем западной технике. По мнению эксперта, конкурировать с Западом очень легко, учитывая, что у нас готовится МС-21. Кроме того, у нас есть самолеты, которых нет у всего западного мира, наш АН-124, который может перевозить 150 тонн на довольно большие расстояния. В Европе такого самолета до сих пор нет.
Многие великие советские авиаконструкторы, заложившие мировую славу отечественной авиации, искренне и не без оснований считали, что красивый самолет летает хорошо и красиво. Поэтому в советском авиапроме и ныне российском, много поистине красивых самолетов. А уж, как они могут летать, это вообще фантастика. Трудно даже выделить, отдельный аппарат, так как с каждым из них связана своя удивительная история,
заключил историк авиации Виталий Лебедев.
Саркопения не позволяет Фрейндлих победить COVID-19
Жизнь
Саркопения не позволяет Фрейндлих победить COVID-19
Выпад Майкла Бома после кадров крещенского купания Путина удивил всю студию
Политика
Выпад Майкла Бома после кадров крещенского купания Путина удивил всю студию
Мы сделали для Вас персональную ленту новостей
Смотреть