loading...
close

ДНР призывает российский бизнес к сотрудничеству

12:48 09.09.2015 Views1133
P2262694 На круглом столе в Ростове-на-Дону представители Донецкой республики рассказали, как идет восстановление разрушенной промышленности ДНР, а также чем донецкие предприятия могут быть полезны для экономики РФ. – Мы приехали сюда, чтобы услышать предложения от предпринимательского состава региона, – рассказал зампредседателя Народного совета ДНР Денис Пушилин. – Хотим связать наши предпринимательские круги, потому что именно бизнес всегда быстро находит пути решения проблем. Мы хотим, чтобы даже в нынешних условиях в магазинах республики были продукты, а предприятия работали. Чтобы люди получали зарплату и могли сами купить продовольствие. Пока же единственный легальный способ доставки продуктов в ДНР – гуманитарная помощь. Но этого недостаточно, и это неправильно. Мы не собираемся быть обществом-иждивенцем.
По словам представителей ДНР, экономика региона сейчас находится с тяжелом состоянии. Часть предприятий угольной и металлургической промышленности, машиностроения разрушены, остальные работают на 10-15% от своей мощности.
Некоторые заводы остановлены, потому что располагаются в местах боевых действий. Около трети предпринимателей вообще уехали из страны, бросив свой бизнес. Пострадало, к слову, и сельское хозяйство – многие поля остались неубранными, поскольку они заминированы. С некоторых территорий, пока они контролировались украинской стороной, вывезено зерно. Положение бизнеса ухудшается и из-за «энергетической блокады» – как уверяет Денис Пушилин, вопреки Минским соглашениям, Киев продолжает делать все, чтобы «задушить республики». В ДНР и ЛНР не поставляется газ (официальная версия – разрушены газопроводные магистрали), уже более трех недель в регионы не заезжает ни одна машины с гуманитарной помощью из Украины. Кроме того, ограничены поставки сырья для промышленных предприятий. Продать готовую продукцию на Украину тоже практически невозможно. – Мы считаем, что взаимодействие между предприятиями по простым, легальным схемам будет полезно и для ДНР, и для России, – продолжает Денис Пушилин. – Если есть наши заводы, зачем строить новые? Особенно сейчас, во время кризиса. Поэтому мы хотим знать, что именно вам нужно продавать, куда и по каким документам. Перспективы реанимации Несмотря на войну, интеллектуальный и рабочий потенциал Донбасса далеко не исчерпан, соглашается начальник управления промышленности ДНР Юрий Никаноров. Донецкие заводы могли бы поставлять в Россию комплектующие для предприятий из различных отраслей, которые раньше завозились из-за рубежа, считает он. Первые «ласточки» уже есть. Один из машиностроительных заводов Петербурга недавно заказал в ДНР производство высокопрочных зубьев для ковшей экскаваторов. Детали будут изготавливать из белого чугуна. Из этого же материала реально выпускать, например, валы для различных дробилок, используемых в добывающей промышленности. Кроме того, в ДНР можно наладить полноценное производство ленточных транспортеров горных пород. В частности, современную транспортерную ленту выпускает донецкий завод «Эрлайт». – Практически весь наш потенциал сохранен, никто ничего не эвакуировал, – говорит представитель министерства экономического развития ДНР Владимир Ефременко. – Да, у некоторых предприятий есть филиалы в России, с началом боевых действий они перенесли часть мощностей туда. Но это не значит, что производство закрыто. Мы выстраиваем механизмы, логистику поставок, переориентируем потребителей на другие рынки... Еще один вариант сотрудничества России и ДНР – это энергетика, говорит Денис Пушилин. – Юг России энергодефицитен, – уверяет зампредседателя Народного совета ДНР. – Здесь нет возможности плавить металл электричеством. А на нашей территории есть теплоэлектростанции. Учитывая, что уголь добывается там же, цена на энергию будет привлекательной. Мы можем поставлять сюда электричество, и это даст хороший толчок для металлообработки. Как реанимируются предприятия Донбасса? По словам Пушилина, в едином для всех режиме работать пока сложно, целесообразнее персональный подход. Однако и создание общих правил важно для бизнеса, требующего определенности. С этим есть проблемы. В частности, многие предприятия ДНР до сих пор зарегистрированы на Украине и попадают из-за этого под двойное налогообложение: бюджет республики жестко дефицитен. Да и сам налоговый кодекс пока не принято. Зато, как уверяет Пушилин, бизнес может не бояться принудительной национализации, хотя угрожающие слухи об этом поначалу ходили. – Мы отрицательно относимся к экспроприации, – говорит зампредседателя Народного совета ДНР. – Это фактически убивает предприятие и не дает ему шансов выжить. Покупать частные компании в госсобственность мы тоже не планируем, на это нужны деньги, а государство у нас бедное. Хотя у нас есть предприятия, на которых по просьбе сотрудников введено временное госуправление. Есть и такие, как «Точмаш» или Макеевский металлургический комбинат, – цепочка хозяев довела их до ужасающего состояния. В производства не то, что не вкладывали деньги, а наоборот, выжимали из них последние соки. Мы постараемся не допустить повторения подобных ситуаций. – У нас есть программы по выведению предприятий на производственные мощности, – перечисляет Юрий Никаноров. – На полях сражений в достатке металлолома, мы будем переплавлять его в прокат. Это даст сырье для машиностроительных заводов. Они, в свою очередь, подготовят оборудование для горнодобывающих предприятий, есть программа по запуску сталелитейных цехов и 14 шахт.
Угольная промышленность Донбасса – единственная отрасль, которая «сама себя вытягивает», говорит зампредседателя Союза промышленников и предпринимателей ДНР Владимир Баток.
– Экспорт – сейчас главный путь реализации угля, на Украину путь закрыт, – рассказывает он. – Но наши бизнесмены быстро нашли выход, начали сотрудничать с Таганрогским морским торговым портом. Угольная отрасль Донбасса способна обеспечить большие объемы продукции. Но нам мешает развиваться транспортная проблема. Как и любой другой порт, Таганрог выставляет очень короткие сроки для накопления больших грузов: до 20 дней на сбор 50 тыс. тонн. Накопить такой объем автомобильным транспортом, как сейчас и происходит, очень сложно. Нужна железная дорога. Но ДНР как регион находится сейчас в подвешенном состоянии. Многие правовые механизмы не отработаны, к примеру, у нас нет возможности присваивать железнодорожные коды. Надо как-то отладить систему. Хотя с растаможиванием грузов в России уже проблем нет. Здесь полная ясность. В общем, объемы угля у нас на складах накоплены, люди готовы возить, но не хватает транспорта. Неопределенность
Правовая неопределенность еще долго будет актуальной проблемой для ДНР, сходятся во мнении участники круглого стола. Статус ДНР непонятен, для функционирования экономики не хватает законодательного регулирования.
Нет ясности и с валютой: по признанию Дениса Пушилина, «гривневая масса в регионе вымывается», поэтому власти были вынуждены разрешить официальное хождение разных валют. Не считая рубля, это и доллар, и евро, и даже китайский юань. – Это временная норма, пока не станет ясно, куда мы двигаемся, – говорит Пушилин. – Останемся ли мы в рамках хождения гривны или нет? Сейчас это сложно сказать. Но, как бы то ни было, мы будем прописывать в конституции трансграничность нашей территории. Очень многое зависит от соблюдения Украиной Минских договоренностей и того, какой статус получат в итоге ДНР и ЛНР. Если же мирные переговоры в очередной раз сорвутся, прорабатываются альтернативные пути. – Возможно, это будет обращение к России с просьбой признать те или иные соглашения, пакеты документов, – предполагает Пушилин. – Как вариант, договорные отношения по примеру Приднестровья и Молдавии. Напомню, Приднестровская республика до сих пор не признана в мире, но товары оттуда продаются в Европу в том числе и по молдавским документам. Не стоит исключать подобного сценария. Очень многое, как ни разворачивай ситуацию, упирается сейчас в геополитику. С Пушилиным соглашается и замдекана экономического факультета Южного федерального университета Алексей Федоров. – Я предлагаю рассматривать ДНР и ЛНР в рамках так называемого «суверенитета факта», – прокомментировал перспективы республик эксперт. – Международное право в принципе допускает возможность, независимо от признания какого-то образования, иметь дело с теми, кто реально осуществляет власть на его территории. В мире очень много подобных прецедентов. И в рамках «суверенитета факта» я бы предложил реанимировать «“Еврорегион "Донбасс”» (международную ассоциацию, созданную в 2010 году в рамках четырех областей – Ростовской, Воронежской, Луганской и Донецкой – для совместной реализации экономических, экологических и культурных проектов – ред.). В рамках этой площадки можно создать некую комиссию, которая занялась бы унификацией законодательства и помогла республикам создать свою нормативно-правовую базу. Далее можно развивать совместные производства. Скажем, создание деталей, комплектующих будет происходить на территории ДНР и ЛНР, а сама сборка и выдача необходимых сертификатов – уже в России. По словам одного из донских предпринимателей, который присутствовал на круглом столе, сотрудничество с предприятиями Донбасса – интересная тема, но многое зависит от гарантий, которые предложат новые власти республик. – Между нашими регионами налажены тесные отношения, – признал собеседник. – И эти связи, конечно, в одночасье никуда не денутся. Но надо понимать, что в ДНР и ЛНР идет война, и куда в итоге качнется фронт, пока непонятно. Может получиться, что ты вложишь деньги в производство, а на его территории снова начнутся бои. Нужны гарантии сохранения инвестиций. А кто их может дать, учитывая, что Минские переговоры идут сложно? Даже простое переориентирование производства на сырье или комплектующие из Донбасса не для каждого завода будет простым. А если вдруг что-то случится, – опять менять каналы поставок? Думаю, самое перспективное сотрудничество сейчас – это просто покупка угля на Донбассе. Либо незначительные проекты по импортозамещению.
Оставить Комментарии

Загрузка...
Загрузка...

Новости партнеров

Закрыть