День Ивана Купалы: традиции, гадания и приметы

Одно из самых крупных славянских празднеств, приуроченное ко дню летнего солнцестояния, до сих пор так или иначе отмечается во многих селениях России, Украины и Белоруссии.

Название "Иван Купала" — позднее, оно представляет собой буквальный перевод имени Иоанна Крестителя. "Крестить" по-гречески — "окунать", "погружать в воду". Именно это Предтеча делал с приходившими к нему на реке Иордан во время ритуала крещения. Языческий праздник стал так называться потому, что он проводился сразу после солнцестояния, около 24 июня, когда христиане отмечают Рождество Иоанна Предтечи. При этом один из главных ритуалов этого праздника — купание в реке и обливание водой. За века христианства на Руси языческая основа праздника так прочно слилась в народном сознании с Рождеством пророка Иоанна, что после календарной реформы Купалу перенесли вместе с ним, хотя солнцеворот остался, как и был, 21 июня. Теперь оба праздника отмечаются 7 июля по новому стилю, хотя церковь и не одобряет сохраняющиеся в народной традиции пережитки язычества.

Изначально на Ивана Купалу прославлялся славянский бог солнца Ярило. День летнего солнцестояния — торжество светлых солнечных сил, самый длинный и теплый день в году. Он считался у наших предков "вершиной лета", годовщиной состоявшегося когда-то брака между Ярилой и Матерью Сырой Землей, от которого произошел весь земной мир. В этот день в ритуалах вновь соединяются, "дружат" огонь и вода, и из их союза рождаются все природные силы. Благодаря этому мистическому союзу идут в рост травы и хлебные колосья, наливаются фрукты, плодятся лесные звери и домашний скот. Когда-то это был главный праздник плодородия, отмечавшийся на всей территории проживания восточных славян. Немалое значение имели в этот день обряды, связанные с любовью, браком и деторождением. К тому же, согласно древним верованиям, в этот день набирали силу магические и целебные травы, а гадания и привороты давали наилучший результат. Вся нечисть на Ивана Купалу бежит из лесов и вод или обращается на службу людям — конечно, если они знают, что делать, и как себя вести.

День Ивана Купалы: традиции, гадания и приметы

Самую короткую ночь в году наши предки проводили без сна. Идея соединения огненной силы солнца с водной стихией "сырой земли" воплощалась во множестве костров, которые зажигали у воды — на высоком берегу реки или озера. Иногда, кроме костра, поджигали просмоленное деревянное колесо или бочку, которые насаживали на шест или спускали с холма, что символизировало движение солнца по небу. Вокруг купальских огней собирались все жители деревни, в них сжигали старые вещи и одежду больных, чтобы вместе с нею сгорела и болезнь. Для того, чтобы очиститься от порчи и хворей, нужно было трижды обойти огонь посолонь, то есть по часовой стрелке, а затем перепрыгнуть через него. Во время этого прыжка загадывали желание — оно непременно должно сбыться, особенно, если вслед за человеком полетят искры. Обычай прыгать через костер вдвоем, держась за руки, восходит к древнейшему свадебному обряду: парень с девушкой берутся за руки, разбегаются и перепрыгивают костер. Если они не отпустят рук и приземлятся с другой стороны тоже вместе, это было добрым знаком и обещало им счастливый брак. Чем выше и дальше получится прыжок, тем счастливее будет прыгнувший.

Купания в естественных водоемах, которые тоже должны были очистить, придать сил и здоровья, проводились уже ночью. Особенно важно было искупаться для молодых девушек — по поверью, это способствовало скорому выходу замуж и благополучному материнству. Игры с водой проводились и днем — так, молодые люди набирали в ведра мутную воду у глинистого берега, возвращались в деревню и норовили облить ею всякого встречного, особенно девушек, которые платили парням тем же. Потом все шли купаться и отмывать праздничные наряды в свежей воде.

На Ивана Купалу и мужчины и женщины надевали венки из полевых цветов, которые своей круглой формой, опять же, напоминали солнце. Подарить свой купальский венок было равнозначно признанию в любви и предложению создать семью. После или во время купания девушки, которые свои венки сохранили, вставляли в них зажженные свечки или лучины и пускали по воде. Это было главным гаданием праздника: если венок выплывал на стрежень, а огоньки на нем не гасли, это был добрый знак. Девушка будет здорова, проживет долго, возможно, скоро выйдет замуж, а загаданное ею желание исполнится. Если венок тонул, то в этом году ей под венец не идти, а желание вряд ли сбудется. Хуже всего было, если венок прибивало к берегу — это сулило большие беды или смерть.

День Ивана Купалы: традиции, гадания и приметы

Помимо проточной воды, магические свойства приписывались купальской росе. Ею умывались на рассвете, собрав с травы на полотенце, чтобы стать здоровым и пригожим, на нее читали заговоры на любовь и урожай. Роса считалась воплощением чистоты, поэтому была самым сильным средством от всяких домашних паразитов, вроде тараканов или клопов. Для избавления от них росой сбрызгивали или обтирали углы в доме.

Кроме того, было много гаданий и обрядов, связанных с растениями — детьми Ярилы и Матери Сырой Земли. Знахари старались именно в этот день собрать побольше целебных трав. Молодежь отправлялась в лес искать волшебный цветок папоротника, распускающийся раз в году на заклятом месте и дающий власть над кладами. Еще папоротник использовали вместе с крапивой как оберег и заговаривали как приворотное зелье. Но лучшим любовным талисманом был сорванный 7 июля цветок Иван-да-Марья. Его фиолетовые лепестки связывались с водой, а желтые — с солнцем, к тому же сама легенда о его происхождении говорит о страсти, преданности и верности. В ней рассказывается о брате и сестре, которые по незнанию полюбили друг друга и вступили в брак. Когда они узнали о незаконности своей связи, они не захотели расстаться и превратились в единый цветок с лепестками двух форм и цветов. Иван-да-Марью срывали 7 июля, высушивали и вешали над кроватью, чтобы приманить верную любовь.

Для того, чтобы узнать, за кого суждено выйти замуж, девушки срывали на Ивана Купалу подорожник и клали под подушку. Придорожную целебную траву, которая "всех прохожих видит", перед сном просили показать суженого. Ночью жених должен был явиться во сне или подать какой-то знак. Если девушка уже была влюблена и хотела узнать, ждет ли ее счастье с избранником, она отрывала от стеблей два цветка ромашки и пускала их по воде во время ночного купания. Если подхваченные течением ромашки остаются вблизи друг от друга, это указывало на взаимность и свадьбу. Если их относило друг от друга — лучше было поискать другого жениха.

Интересно? Жми, чтобы подписаться на сайт в Яндексе