Преображение Господне или Яблочный Спас: традиции празднования
pixabay.com  / 

Православная церковь отмечает 19 августа великий двунадесятый праздник, полное название которого звучит как Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Народная русская традиция называет это событие Яблочный Спас или Второй Спас (после первого, Медового). Спасы в данном случае — это дни освящения плодов нового урожая во имя Иисуса Христа. Медовый Спас приходится на Изнесение Животворящего Креста Господня 14 августа и открывает Успенский пост. В этот день бортники и пасечники приносят в церковь первые созревшие за лето соты. Яблочный Спас приурочен к Преображению Господню на горе Фавор, и в этот день садоводы несут в храм для освящения спелые яблоки. До этого фрукты нового урожая верующим есть запрещено, их можно только заготавливать впрок.

Само событие Преображения описано во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна. Сам же любимый ученик Христа присутствовал при нем — его вместе с Симоном Петром и Иаковом Иисус позвал с собой на гору для молитвы и там явился им в торжестве своей божественной природы, проявив одновременно и обе свои сущности: и человеческую, и божественную.

"Преобразился он пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет", — так описывается Преображение у Матфея-евангелиста.

При этом с небес спустились два великих пророка Ветхого завета — Моисей и Илия, и в присутствии учеников беседовали с Иисусом о его "исходе", то есть о смерти в человеческом теле, воскресении и последующем вознесении. Петр, Иоанн и Иаков были поражены увиденным. В финале разговора Христа с пророками на всех, бывших на вершине Фавора, опустилось с небес сияющее облако.

"Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте", — произнес Глас Божий.

После того, как знамение исчезло, Иисус спустился с горы со своими апостолами и запретил им кому-либо рассказывать об увиденном до тех пор, пока "Сын Человеческий не воскреснет из мертвых".

Преображение Господне или Яблочный Спас: традиции празднования
wikipedia.org  /  Общественное достояние

Главным богословским значением Преображения является одновременное явление всех составляющих Троицы перед глазами смертных: они видели Бога Сына, пришедшего с ними, слышали голос Бога Отца, а сияющее облако было воплощением Духа Святого. Иоанн Златоуст писал, что Христос взял с собой старших учеников, чтобы показать им, как преобразится каждый, вошедший в Царствие Небесное.

В Константинополе ежегодное празднование было утверждено во время правления императора Льва Философа, около 900 года. Поскольку даты моления на горе Фавор Евангелия не сохранили, церковь своей волей приурочила праздник Преображения ко времени окончания сбора винограда. В винодельческих районах Средиземноморья до самого X века сохранялись народные фестивали в честь бога Вакха. Церковь резко негативно относилась к языческим пережиткам и, чтобы вытеснить их, назначила Преображение днем благодарственного моления за новый урожай и освящения его плодов. Поскольку на Руси виноград не рос, вместо него стали приносить в церковь и дарить друг другу яблоки как самые распространенные сладкие фрукты.

Плоды освящаются в конце праздничной Литургии. Затем их нужно раздать друзьям, соседям и нищим, а также разделить угощение с семьей. Яблоки едят как свежими, обмакивая их в мед, так и в составе начинки для пирогов и блинчиков.

Интересно? Жми, чтобы подписаться на сайт в Яндексе