loading...
close

Варвары ИГ: приоритеты и раритеты

12:39 09.09.2015 Views478 Анна Ботнева Версия для печативерсия для печати
Каждый из нас, хорошо ли, плохо ли, изучал в школе историю. Практический любой учебник по этому предмету за пятый класс в разделе о древней Ассирии содержит необычное изображение статуи Шеду, крылатого быка с человеческим лицом, – одну из визитных карточек ассирийской цивилизации. Одна из таких статуй благополучно сохранилась до наших дней и содержалась в музее иракского города Мосул. Но все изменилось после прихода в город боевиков радикальной салафитской группировки «Исламское государства», разгромившей правительственные войска и создавшей на территории значительной части Ирака… исламский халифат. Несколько дней назад в Сети появилось видео, на котором боевики-салафиты бесчинствуют в мосульском музее, разбивая дрелями и кувалдами древние статуи. Не избежал прискорбной участи и ассирийский Шеду. Между тем, скульптура датирована IX веком до н. э., что делает ее бесценной. Первый вопрос, который может интересовать любого, кто не знаком с учением, представляемым иракскими варварами - зачем? Каким образом может мешать кому-то музейный экспонат, да еще и исключительной красоты и древности? Однако адепты салафитского направления в суннитском исламе не признают практически никаких антропоморфных изображений, считая их греховными Дело в том, что подобные картины, скульптуры, барельефы и т. д. воспринимаются салафитами как возможные объекты поклонения. Между тем, согласно исламу, такой объект в мире лишь один – единый бог, Аллах. Потому все, что может отвратить верующих от поклонения Всевышнему, должно быть уничтожено, считают они. Таковы идеи, которые исповедуют представители, пожалуй, самого косного на данный момент направления в исламе. Скульптуры музея города Мосул – не первые «жертвы» варваров 21 века. За время оккупации этого города, ими были разрушены мечеть и гробница пророка Юнуса (библейский Иона) и мечеть Джирджиса (известного на Западе как Георгий Победоносец). Несколько недель назад боевики ИГ сожгли с Мосуле библиотеку с 8 тысячами книг. В результате уничтоженными оказались древние манускрипты. Примечательно, что, на словах противостоя «идолам» и уничтожая памятники древности на камеру, боевики «Исламского государства» не прочь получить от них и выгоду – зафиксирована их разветвленная торговля древними артефактами. С практической точки зрения это неудивительно – деньги на оружие и патроны нужны постоянно, внешние источники финансирования (предположительно Катар и на начальном этапе – Саудовская Аравия) оказались скованными в действиях по причине пристального внимания к салафитам всего мирового сообщества, а противники – армия Башара Асада в Сирии и вооруженные силы Ирака – отошли от шока после первых поражений и методично выдавливают экстремистов с занятых территорий. Но ведь боевики, по их собственным утверждением, сильны, прежде всего, своей верой и идеологией. Несмотря на рассказы о том, что сторонники «Исламского государства» несут тот ислам, который исповедовал пророк Мухаммад и его сподвижники, на деле салафизм, идеология современного ИГ, была сформулирована в середине 18 столетия. Основные принципы данного учения лежат в книге «Китаб ат-Таухид» («Книга единобожия»), написанной Мухаммадом ибн абд аль-Ваххабом, проповедовавшим в Аравии. Именно по его имени эту идеологию еще называют ваххабизм. Данный проповедник запретил такие исламские традиции, как празднование Мавлида – дня рождения пророка Мухаммада, обращение к Аллаху через чье-либо посредничество, а также почитание могил святых. Гнев ибн абд аль-Ваххаба обратился, таким образом, не только против немусульман, но и против адептов ислама, которые отказались соблюдать его постулаты. Прежде всего – это шииты и суфии. Уже вскоре последователи агрессивного имама разграбили шиитские города Неджеф и Кербеллу, уведя в плен и продав в рабство множество женщин и детей. Подобная практика продолжается салафитами и в наши дни – взрывы посольств в Кении и Танзании, теракт против Всемирного торгового центра, многочисленные казни на камеру в Сирии и Ираке – дело рук адептов данного течения. На фоне всего этого вряд ли стоит удивляться разрушениям салафитами памятников истории и культуры. Между тем, разрушением статуй в музее Мосула обеспокоилось ЮНЕСКО. Оттуда, скорее всего, даже будет направлен соответствующий запрос в Совет Безопасности ООН.
«Это больше чем культурная трагедия… Поэтому я немедленно обращаюсь к председателю совета (Совбеза ООН – А. Е.) с просьбой его экстренного созыва по вопросу защиты культурного наследия Ирака как составной части безопасности страны», - заявила директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.
К слову, столь пристальное внимание данной организации иракский инцидент привлек неспроста – видеозапись разрушения статуй является вещественным доказательством нарушения недавно принятой резолюции Совета Безопасности ООН №2199 об осуждении уничтожения предметов культурного наследия и противодействии торговле древностями. Однако первая ли это резолюция, которую нарушают боевики-салафиты? Это даже не первый их акт вандализма, поэтому беспокойство международных чиновников можно считать бессмысленным, а возможные меры их противодействия боевикам – недейственными. Стоит вспомнить, что подобную реакцию продемонстрировало ЮНЕСКО и множество других международных организаций в отношении афганских талибов, взорвавших в 2001 году вырезанные в скале огромные статуи Будды в провинции Бамиан. Тем не менее, режим движения Талибан был уничтожен, как известно, усилиями иных организаций.
Представляется, что афганский пример – наилучший вариант того, что следует делать с расплодившимися и захватившими власть на значительной территории религиозными экстремистами.
Осуждение, международное порицание, негативный имидж и даже экономические санкции не вызывают у подобной публики никакой реакции. Как известно, режим Талибана прекрасно держался в голодающем и изолированном от внешнего мира Афганистане, а ИГ, построив никем не признанный халифат и воюя сразу с несколькими странами мира, без проблем продолжает проводить на контролируемой территории ту политику, которую считает нужной. В том числе и в культурной сфере. Чтобы остановить дальнейшие разрушения исторических памятников, есть смысл уничтожить их причину – движение «Исламское государство», к чему мир и придет, так как терпение мировых держав и того же регионального военно-экономического лидера Ирана небезгранично. К слову, Иран на днях предложил, пожалуй, единственную мирную инициативу по сохранению хотя бы части иракских исторических реликвий. Исламская Республика выразила готовность, опираясь на недавно заключенный договор с Ираком о сохранении памятников истории, взять на хранение иракские артефакты на свою территорию с последующей передачей их иракскому правительству в мирное время. В случае, если «Исламское государство» на Ближнем Востоке – всерьез и надолго, услугами «хранителей» придется воспользоваться не только Ираку. Причем перемещать придется не только предметы искусства, артефакты и реликвии, но и, как уже давно происходит, людей – беженцев. Это уже не сфера приложения сил ЮНЕСКО, но это – гораздо страшнее.   Антон ЕВСТРАТОВ
Оставить Комментарии

Новости партнеров


Загрузка...
Закрыть