Человек тысячи имен: к юбилею Евгения Евстигнеева
Global Look Press  /  Konstantin Kokoshkin

В субботу, 9 октября, исполняется 95 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева. К юбилею легенды российского театра и кино вспомним о судьбоносных переменах в отечественной культуре, привнесенных артистом.

Многие критики еще при жизни признали его актерский гений, о нем написано множество книг и снят не один документальный фильм, он успел запомниться миллионам, но для каждого его образ неповторим — речь идет о виртуозе театральных подмостков и съемочной площадки, Евгении Евстигнееве. Будь то комедийное амплуа или драматическое — образов, которые успел примерить на себя актер, насчитывается более сотни, и во всех них он не оставил зрителю шанса усомниться в своем таланте.

«Театральных корней» у Евстигнеева не было — он родился в 1926 году в семье металлурга и фрезеровщицы, однако это не помешало тяге к прекрасному проявиться у мальчика еще в раннем детстве. Он был музыкально одарен и самостоятельно осваивал игру на нескольких инструментах — гитаре, фортепиано, ударных — в свободное время, обилием которого похвастаться не мог. Евгений в шесть лет лишился отца и был вынужден познать большую ответственность и самостоятельность, к которой не располагал столь юный возраст.

Вскоре мать Евстигнеева, Мария Ивановна, вновь вышла замуж, сам будущий артист окончил семь классов и устроился электромонтером. Специальность пришлась юноше по душе, и он решил продолжить обучение в этой сфере, поступив в дизелестроительный техникум. Однако, когда Евстигнееву исполнилось 18 лет, скончался и отчим. Чтобы избавить мать хотя бы от части материального бремени, он устроился слесарем на завод «Красная Этна».

Человек тысячи имен: к юбилею Евгения Евстигнеева
Global Look Press  /  Konstantin Kokoshkin

И все же будни молодого Евстигнеева проходили не столь прозаично — вечера он посвящал любимому делу, исполняя для публики джазовые композиции в составе оркестра, посещавшего всевозможные городские концертные площадки. О будущей легенде на тот момент по чистой случайности услышал руководитель Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Ему удалось разглядеть в юноше искру таланта — он предложил Евгению попробовать силы в актерском ремесле.

По протекции Лебского Евстигнеев без каких-либо трудностей поступает в училище, и в выдающихся способностях молодого человека уже в самом начале обучения ни у кого не остается сомнений. По окончании обучения он по распределению три года отслужил во Владимире на сцене областного драматического театра, однако вернулся в манящую столицу, где не просто поступил в школу-студию МХАТ, но за блестящую игру сразу был отмечен комиссией и зачислен на второй курс.

В 1956 году он получил диплом и отправился покорять сердце отечественного зрителя. Молодой, независимый и амбициозный, он в свое время предпочел создание собственного театра «Современник» труппе прославленного Московского художественного театра. Ему Евгений Евстигнеев посвятил почти 15 лет, увековечив себя для множества поклонников своего творчества того периода в образе главного героя спектакля «Голый король».

Человек тысячи имен: к юбилею Евгения Евстигнеева
Федеральное агентство происшествий  /  Ирина Никитина

Позже он вместе со своим другом и коллегой по цеху Олегом Ефремовым перешел в МХАТ — последний на тот момент получил и принял предложение возглавить театр. Там актер трудился и был востребован вплоть до почтенного возраста. Однако, когда у Евгения начались серьезные проблемы со здоровьем — артист в конце восьмидесятых пережил второй инфаркт — он был отправлен на пенсию, с чем мириться готов не был. Актер трепетно хранил верность сцене вплоть до своих последних дней — он продолжил выступать на подмостках Театра Антона Чехова.

В мир отечественного кинематографа Евстигнеев пришел, уже имея определенную известность в театре. Среди первых работ артиста были роли в лентах «Поединок» и «Никогда», однако всесоюзным любимцем по праву он стал, исполнив роль товарища Дынина в комедии Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — режиссер тогда сделал ставку на талантливого актера и смог добиться утверждения комиссией его на роль, что принесло ошеломительный успех не только картине, но и Евстигнееву.

Человек тысячи имен: к юбилею Евгения Евстигнеева
Global Look Press  /  Konstantin Kokoshkin

С тех пор послужной фильмографический список исчисляется десятками работ, каждая из которых была выполнена уникальным образом — в каждой роли Евстигнееву удавалось найти отклик у зрителя, продемонстрировать ему нечто личное и близкое. Он появлялся в таких легендарных картинах как «Берегись автомобиля» и «Зигзаг удачи» Эльдара Рязанова, «Золотой теленок» Швейцера по одноименной книге Ильфа и Петрова. Однако знаковой работой для него стал образ профессора Преображенского в экранизации повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Актер не мог представить жизни без работы — обилие творческих планов не давало ему надолго оставлять любимое дело даже после инфарктов. Проблемы с сердцем настойчиво давали о себе знать, однако Евгений до самого конца сохранял бодрость духа и силы вновь удивлять и удивляться. Артист скончался в 1992 году, но смог навсегда поселиться в сердце отечественного зрителя.

Интересно? Жми, чтобы подписаться на сайт в Яндексе