Ржавые авто и испорченная обувь: Петербург готовится «засолить» горожан грядущей зимой
Невские Новости  /  Анастасия Барашкова

Санкт-Петербург активно готовится к зимнему периоду, запасаясь горами соляного порошка в самом буквальном смысле. Экологи и автоэксперты рассказали в беседе с «Народными Новостями», почему столь примитивный способ борьбы с обледенением дорог уже не используется в цивилизованном обществе.

Соляные горы — не метафора, а реальность, с которой петербуржцы очень скоро встретятся на городских дорогах. Так, корреспондент издания «Невские Новости» побывал на складе предприятия «Центр», отвечающего за обслуживание большинства районов Северной столицы. Тонны соли хранятся на огромном складе. Содержимое хранилища напоминает белоснежный бархан где-то в инопланетной пустыне.

Судя по всему, реагент очень скоро посыпется на городские улицы — коммунальщики уже провели «крещение» Петербурга солью в 2021 году, хотя настоящая зима еще не началась. Совсем недавно термометры впервые в сезоне опустились ниже нуля, появилась легкая наледь. Тут же на улично-дорожной сети заметили спецтехнику, заряженную 22-процентным солевым раствором. Как утверждают в городской администрации, этот концентрат безопасен для автомобилей и обуви, однако так ли это, покажет только время.

Забавно, что в качестве доказательства безопасности соляного раствора начальник Октябрьской автоколонны ГУДП «Центр» Роман Акчурин решил выпить стаканчик воды с солью с того самого огромного склада прямо перед камерой изумленного журналиста.

«Можете попробовать. Соленая просто вода», — сказал он, отпив немного.

Впрочем, остается неясным, как этот своеобразный эксперимент доказывает безвредность раствора для обуви и кузова автомобиля.

Ржавые авто и испорченная обувь: Петербург готовится «засолить» горожан грядущей зимой
Невские Новости / Александра Лашко

Что думают петербуржцы и автоэксперты?

Пока коммунальщики потребляют соляные напитки вовнутрь, простые петербуржцы замерли в ожидании зимнего сезона. Судя по комментариям в социальных сетях, они не слишком довольным тем способом, который использует городская администрация для борьбы с обледенением. Очевидно, что пока победу одерживает природа, поскольку в Северной столице продолжают игнорировать технический прогресс.

«Зачем, зачем каждый год одно и тоже? Гранитной крошкой нормальной не посыпать?»;

«Лучше бы песок, чем эта соль»;

«Обувь обувью, а то что у нас тачки гниют — вот это полный абзац… Так, как гниют, они у нас от соли и каши зимой, не гниют нигде, инфа сотка, кто из знакомых водил из разных городов не приезжает — все в шоке от наших гнилух(( а это подороже, чем ботинки с кроссовками», — пишут возмущенные горожане.

Ржавые авто и испорченная обувь: Петербург готовится «засолить» горожан грядущей зимой
prnt scr vk.com / группа

Ржавые авто и испорченная обувь: Петербург готовится «засолить» горожан грядущей зимой
Федеральное агентство новостей / Виктор Сухоруков

Многие жители Петербурга отмечают, что после зимы им приходится буквально выбрасывать обувь, поскольку соль въедается намертво. Однако, есть и куда большая проблема, рассказали они, беседуя с корреспондентом «Народных Новостей».

«Как правило, посыпают не чистой солью, а солью с песком. И здесь сразу две проблемы: соль разъедает любой вид металлов, а значит за одну такую солевую зиму новый автомобиль может покрыться мелкой ржавчиной. А вторая проблема — это пыль от песка. Одно дело, если бы его нормально убирали весной, а его просто сметают к обочине, и от этого страдают и пешеходы, и жители домов».

«Из года в год дороги в Питере посыпают солью, которая разъедает обувь и автомобили. Мне приходится отдавать ботинки в ремонт, потому что на них образуется налет, который невозможно убрать. Про машину вообще молчу… Поездишь зимой — потом весь низ разъедает. И после каждой зимы надо убирать ржавчину. Разве это нормально?» — задают резонные вопросы горожане.

Ржавые авто и испорченная обувь: Петербург готовится «засолить» горожан грядущей зимой
Невские Новости / Роман Мартынович

Нет, ненормально, отвечает главный редактор журнала «Автоброкер Клуб» Виталий Архиреев в беседе с «Народными Новостями». Однако, по его словам, именно с этим придется мириться горожанам, поскольку сегодня альтернативные средства почти не используются.

«Реагентами обрабатывают дороги только в крупных городах, а во всех остальных применяют либо песчано-соленую смесь, либо просто песчаную. От нее меньше вреда для кузова автомобиля, но больше грязи. В крупных городах больше урон резине, лакокрасочному покрытию автомобиля. Отрицать это невозможно. Практика показала, что машина реагирует на дорожные реагенты. В первую очередь страдают блестящие хромированные элементы кузова. По ним видно, как реагирует авто на такую "заботу"», — пояснил автоэксперт.

Ржавые авто и испорченная обувь: Петербург готовится «засолить» горожан грядущей зимой
Невские Новости / Петр Мелихов

От соли на дорогах и во дворах страдают домашние питомцы, жалуются люди в социальных сетях. Реагенты разъедают кожу на лапах собак, провоцируя образование раздражений и кровавых язвочек. При раздражении собаки пытаются вылизать лапы, способствуя тем самым попаданию вредных химических элементов внутрь.

«Ожоги на лапах собак», — предвкушает зимние прогулки петербурженка.

Экологи тоже против?

Вред автомобилям и обуви — детский лепет по сравнению с тем, какое влияние соль и агрессивные реагенты оказывают на окружающую природу. Эколог, координатор проекта экологического движения «РазДельный сбор» Екатерина Шалунова рассказала «Народным Новостям», что городские зеленые насаждения просто не способны переработать неестественные вещества, они умирают.

«Любые химические реагенты, которые используются для обработки дорог, при попадании на почву, газоны, наносят ущерб, ухудшают их состояние. Уменьшается продуктивность — трава хуже растет, хуже восстанавливается. Это приводит к тому, что приходится ежегодно менять грунт, нести дополнительные расходы. При замене грунта образуются отходы, которые тоже необходимо куда-то вывезти. Трава плохо растет, поскольку она не приспособлена к жизни в "засоленных" условиях», — высказала свою точку зрения специалист.

В северных странах давно используют специальные смеси с каменной крошкой для борьбы с обледенением. Это позволяет не только снизить воздействие на почву, но и экономит средства, поскольку подобные средства можно использовать повторно, добавила Шалунова.

Ржавые авто и испорченная обувь: Петербург готовится «засолить» горожан грядущей зимой
ФБА «Экономика сегодня» / Владимир Николаев

Если федеральные трассы или шоссе еще допустимо обрабатывать соляными растворами или прочими химикатами, то использовать их в черте города — идея весьма губительная, отметил в беседе с «Народными Новостями» журналист, эколог, председатель общественной организации «Северо-Западный Зеленый крест» Юрий Шевчук. По его мнению, вполне можно дифференцировать обработку трасс и придомовых территорий, дворов, пешеходных зон и так далее.

«В местах, где тротуары, конечно, можно было бы обойтись гораздо меньшим количеством соли, но заменив ее абразивной смесью, такими как песок, гравий, зола и так далее. Мне кажется, что для каждой отдельной мостовой должен быть определенный свой регламент посыпки антигололедными смесями. В дворовых территориях вообще можно обойтись одним песком без солевой смеси. Для садово-парковых территорий лучше использовать золу, которая потом легко будет использована растениями естественным путем. Везде нужен свой регламент, который должен быть написан для каждой разновидности дорог и дорожек, трасс и шоссе», — поделился мнением эколог.

Ржавые авто и испорченная обувь: Петербург готовится «засолить» горожан грядущей зимой
Агентство городских новостей Москва / Владимир Новиков / пресс-служба мэра и правительства Москвы

А что, бывает иначе?

Ранее мы уже упоминали, что в северных странах используют альтернативные средства борьбы с обледенеем. Оказывается, что и в России их тоже применяют, но только не в Петербурге. Городская администрация активно копирует действия московской мэрии по части, например, коронавирусных ограничений, однако в обработке дорог идет своим аутентичным первобытным путем.

Так, в Москве уже давно используют как минимум три различных средства для обработки зимних дорог. Как пишет РИА Новости, это жидкие, твердые и комбинированные средства. Каждая из смесей изготовлена на основе хлористого калия и натрия. Последний — это тот же солевой раствор, однако весь вопрос в концентрации и способах применения.

Ржавые авто и испорченная обувь: Петербург готовится «засолить» горожан грядущей зимой
pixabay.com /

Жидкими материалами обрабатывают исключительно автомобильные дороги при температуре до минус пяти градусов для предотвращения образования льда на покрытии. Твердые смеси также используют для проезжей части, если температура опускается ниже пяти градусов. В них не добавляют мраморную крошку. А комбинированные средства с крошкой применяют для обработки пешеходных зон и тротуаров.

Кстати, соль не только вредна для автомобилей, природы и обуви, но и неэффективна на замерзшей дороге. Корреспондент «Комсомольской правды» Олег Адамович провел эксперимент, где замерил тормозной путь авто, посыпав дорогу солью, песком и другими средствами, которые применяют дорожники в столице. Оказалось, что тормозные пути на дороге, обработанной солью и вообще без какой-либо смеси, идентичны.

Ржавые авто и испорченная обувь: Петербург готовится «засолить» горожан грядущей зимой
Администрация Красногвардейского района /

Немного истории

Кстати, петербургские коммунальщики уже несколько лет подряд жалуются, что им не хватает техники для своевременной уборки снега. Об этом говорил и бывший вице-губернатор по ЖКХ Николай Бондаренко. По его оценкам, укомплектованность города спецтехникой примерно на 30–40% ниже, чем необходимо. Губернатор, признавая этот факт, обещал купить 1200 единиц техники в 2020 году, однако последовала всего одна закупка на 471 единицу, да и то, в кредит. Речь о новых закупках не идет.

Порядка десяти лет назад Петербург купил дюжину мобильных снегоплавильных установок. На них можно превращать небольшие объемы снега в воду, а затем сливать ее в канализацию. Весь город ими не очистить, но какие-то приоритетные районы — можно. В 2015 году Смольный перестал их использовать, считая нерентабельными из-за высокого потребления топлива. В 2021 году их вовсе подарили Красноярску.

На что же рассчитывает городская администрация? Соль, песок и еще раз соль. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры. Еще в период 2011–2014 годов город вообще ввел негласный запрет на использование соли, применяя ее только в крайних случаях. Для этого в хранилищах держали около 20 тонн реагента. Сегодняшняя администрация Северной столицы полностью сняла запрет и теперь с гордостью отчитывается: «К зиме готовы, запасены по 100 тонн соли и песка».

Подписывайтесь на нас в социальных сетях   ✅ ВКонтакте ✅ Одноклассники ✅ Telegram ✅ Яндекс.Дзен