Ежегодно 25 января в России отмечают День штурманов военно-морского флота. О том, какими навыками должен обладать штурман в современных условиях, как проходит обучение на данную должность и какое чувство должен испытать каждый моряк, рассказал эксперт по ВМФ Дмитрий Жаворонков в беседе с «Народными Новостями».

Более трехсот лет назад, 25 января 1701 года, российский император Петр I издал указ об основании Школы математических и навигацких наук, которая расположилась в Москве, в здании Сухаревой башни. С тех пор, именно эта дата закрепилась как день основания штурманской службы российского флота.

История Дня штурмана ВМФРаньше День штурмана ВМФ в России отмечался два раза в год - в день весеннего (20-21 марта) и день осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Дело в том, что именно в эти временные промежутки можно с большой точностью без каких-либо инструментов определить стороны света, ведь солнце восходит строго на востоке и заходит строго на западе.

Но с 1997 года приказом главнокомандующего ВМФ РФ День штурмана военно-морского флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы российского флота.

Как возникла штурманская службаКак было написано ранее, начало штурманской службы в России положил император Петр I, издав 25 января (по новому стилю) 1701 года указ о введении должности «капитана над штурманами» и централизованного обучения штурманов.

Известно, что тогда в обязанности штурманов входило руководство гидрографической и лоцманской службами, знание фарватеров предполагаемых маневров флота, а также руководство установкой бакенов в изученных водах.

Преобразование в данной сфере внесла Екатерина II. В 1768 году императрица издала «Регламент о управлении адмиралтейств и флотов». Там также присутствовала аналогичная указу Петра I глава «О посылке из Коллегии для осматривания в фарватерах и рейдах мелей и состояния глубины в море капитана над штурманами». Однако данный вариант был более расширенной версией исходника.

Стоит отметить, что в истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Ведь данная профессия до сих пор является особенно трудной и ответственной.

Эксперт ВМФ Дмитрий Жаворонков отметил, что сегодня на любом корабле военно-морского флота есть отдельная штурманская боевая часть - БЧ-1.

«У штурманской боевой части много должностей. Однако все люди, относящиеся к БЧ-1, отвечают за судовождение и прокладку курса, за правильные навигационные установки, чтобы в конечном итоге корабль прибыл в нужное место», - рассказал собеседник НН.

Он добавил, что в современных условиях судовождение в значительной степени автоматизировано. То есть человеку помогает огромное количество сложнейших вычислительных устройств. Так, местоположение корабля можно отслеживать с помощью различных навигационных систем, причем, как в режиме реального времени, так и при отсутствии связи - с помощью инерциальной навигации.

«Однако хороший специалист должен уметь выполнять свои задачи, от расчета курса до прокладки пути, без использования современных систем. То есть штурман должен уметь ориентироваться на приборы, данные объективного контроля, он должен видеть, что происходит за бортом», - объяснил Жаворонков.

В этой связи эксперт сравнил работу штурмана с фотографом, который использует цифровой фотоаппарат. Практика показывает, что без умения вычислять экспозицию и пропорции, хороших кадров не будет. Именно поэтому профессионал должен уметь пользоваться пленочным фотоаппаратом.

«Тоже самое и с кораблем. Работа с самым современным оборудованием, с самыми современными системами предполагает, что человек должен также уметь управлять простым парусным судном. Недаром в мореходных училищах используют парусные суда, чтобы курсанты умели работать с системой, которая больше всего зависит от действий человека. Их обучали грамотности, умению работать с рангоутом и такелажем», - рассказал специалист.

Кроме того, собеседник НН отметил, что для любого моряка принципиально важны данные качества. Поэтому главное в работе штурмана - не ориентирование на современнейшее оборудование, а умение самостоятельно проложить курс и понимать, как работать с компасом.

«Люди, которые учились на электронных системах, в большинстве случаев не умеют пользоваться аналоговыми приборами. Но в ВМФ России очень много делается для того, чтобы штурманские кадры имели возможность проходить учебную практику на настоящем паруснике и почувствовать, как ведет себя судно, когда им управляет человек. Моряку важно почувствовать момент, когда между рулем, такелажем, другими снастями и ним нет больше ничего. То есть он повернул руль, и корабль сразу изменил курс», - объяснил Жаворонков.

Отметим, в России 25 января, по традиции, командование ВМФ поздравляет всех штурманов российского флота с их профессиональным праздником. В этот день обычно проходит награждение наиболее отличившихся штурманов.