loading...
close

Национальность как болезнь

12:23 09.09.2015 Views324 Анна Ботнева
Varava21 Писатель, философ Владимир Варава Национальный вопрос и проблемы межнациональной розни, политика межнациональных отношений широко обсуждаются сегодня в России. В соответствии с поручением главы государства правительство разрабатывает предложения по созданию новой структуры – Федерального агентства по делам национальностей. Все великие проекты человечества всегда были связаны с преодолением, прежде всего, национальной ограниченности, так же как и все великие беды всегда были связаны с национальной враждой. Национальность стоит в ряду наиболее важных факторов, ограничивающих человека и человеческие сообщества, связывающих человека по рукам и ногам. Среди таких факторов национальность стоит в одном ряду с явлениями смертности человека, языка, времени и места рождения – заданностей, сковывающих человеческое существо. Конечно, главная и, наиболее драматическая ограниченность, задающая ему совершенно определенный способ бытия как смертного – смертность. Реакция на смерть и смертность, безусловно, может быть различной: от крайне болезненных форм неприятия до самоубийственной беспечности. Но это крайние формы, в целом же человечество выработало известную меру отношения к своей смерти, которая позволяет людям находиться в состоянии физического, психического, этического и духовного равновесия, не впадая каждый раз в депрессию при мысли о смерти. Кроме смерти и смертности, человек также ограничен временем и местом своего рождения. Все живут в определенную эпоху, и у всех есть своя Родина. При этом стремление выйти за рамки временной определенности не менее сильно, чем стремление достичь бессмертия. Отсюда – занятие историей как возможность проникнуть в прошлое и овладеть им. Не менее интенсивна страсть заглянуть и овладеть будущим посредством футурологических проектов, фантастики или технического прогресса. Ограничен человек и своим языком. Казалось бы, язык дает ни с чем не сравнимую свободу, поскольку творчество не может быть ничем сковано. Творец волен творить самые невероятные миры, противостоящие скучной и однообразной реальности. Это так. И все же полной свободы в языке достичь невозможно. И парадокс здесь в том, что чем глубже человек овладевает искусством слова, тем больше он осознает тиранию языка, который, как и смерть, в определенный момент накладывает жесткие ограничения, если не запреты, на выражение желаемого, сокровенного и запредельного. В языке можно выразить многое, но не все, и муки творчества во многом обусловлены тираническим характером языка. Можно говорить и о других вещах, которые связывают людей по рукам ногам, ограничивают человека и человеческие сообщества, однако национальность среди этих факторов – наиболее важный. Национальность представляет собой ни что иное как максимальное усечение и отвержение иных форм человеческого присутствия. В национальности человек смертельно сдавлен бесконечной совокупностью внешних обстоятельств, в которых сказывается антропологическая обреченность всегда на эту и только эту данность. И если от других ограничителей еще как-то можно избавиться (например, изучая языки, совершая виртуальные путешествия во времени и реальные в пространстве, одолевая смерть религиозно и т.д.), то с национальностью ничего поделать нельзя. Здесь обреченность граничит с фатальностью. Это абсолютное клеймо Рода, сила которого настолько велика, что здесь кажет себя какое-то метафизическое проклятие, нависшее над живущими. В своей национальности человек оказывается захвачен смертностью наиболее жестоко и трагично, поскольку именно
смертность дробит род людской на бесконечно малые величины, среди которых национальное – первичная клеть.
Национальность – это бремя и крест, которое вынужден влачить смертный, превращая нужду в добродетель. Во многом история – это не история «диалога культур», а история национальных конфликтов.
И «национальная проблема», несмотря на все часто искренние и благочестивые порывы, никогда и ни кем не будет разрешена.
Ретроспективный взгляд развеивает многие иллюзии. Неразрешимый трагизм ситуации в том, что национальное обязательно соединяется с религиозным и обратно, образуя национально-религиозное единство. Это предельный детерминизм, предельная несвобода, являющаяся источником большинства бед и конфликтов. Безусловно, есть много сильных и позитивных моментов, связанных с национальностью. Это национальная культура. Все величайшие творения мировой культуры были, прежде всего, национальными творениями. Космополитизм и культурное творчество несовместимы. Однако мировые гении поэтому и были мировыми, что хотели показать миру универсальный образ человека, понятный всем поверх языковой и культурной раздробленности народов. Мировые гении вырабатывали универсальный и, по слову Достоевского, всечеловеческий (не космополитический!) язык. Но иррациональная стихия национального всегда разрушала все миролюбивые творческие практики, обнажая непримиримый конфликт «родного и вселенского», который трагические переживает всякая творческая натура. И поэтому история культуры, в том числе и политической, отмечена этими безуспешными метаниями от национального к универсальному. Есть еще один позитивный аспект национального – культурология. Выявление национально-культурных различий между народами, изучение их нравов, языка, обычаев, менталитета и национального характера, и сопоставление их со своей культурой всегда доставляет большое наслаждение. Но и такая «пацифистская» культурология не имеет особой силы, она также не может устоять перед бездной национального иррационализма. Все перечисленные усекающие феномены связаны. Смертность, язык и национальность – одного корня. Можно сказать, следуя за Библейским повествованием, что смерть – первична. Конечно, первичен грех, но смерть есть наказание за грех и поэтому, только смерть создает предпосылки рождения и продолжения рода, только смерть создает мир истории и культуры, внося в него бесконечный разлад и непонимание посредством различных языков и национальностей, кровно связанных со своим языком, сакральным культом и территорией. «Вавилонское столпотворение» – это не просто религиозная метафора прошлого, но горькая истина, понять жуткую реальность которой означает понять свою бытийную ситуацию, свой удел, понять, почему война никогда не прекращается. Но у власти всегда находятся не философы, как мечтал Платон, а люди с заведомым духовно-интеллектуальным параличом. Такова природа власти в смертном мире.
Смертная власть не уничтожает, а умножает смерть.
Христианство, в котором «нет ни эллина, ни иудея»; философия, в которой ностальгирующий дух вздымается к вершинам всечеловеческих истин; русская литература, которая через сатанинские низины национального, выпорхнула в райскую бездну человеческого – все это борьба со смертной сутью национального. Люди часто кичатся своей национальностью, не понимая, что гордиться, в сущности, нечем. Нельзя гордиться своей кожей, глазами, головой и прочими естественными данностями, в которых человек лишь себя обнаруживает, но нисколько не творит.
Гордиться национальностью все равно, что гордиться смертностью.
И национализм – это бравада не только на фоне смерти как таковой, но и безумное восхваление именно своей смертельной болезни. Национальность как таковая – это наиболее пассивная форма бытия, в которой возможность достойного и значимого творчества сведена к минимуму. Никто не волен выбирать ни место, ни время, ни нацию. Но волен осознать смертоносное действо этих вещей, подавляющих человечность.
Отдавшись полностью национальному, человек теряет человеческое.
Ибо оно вне времени и пространства, вне жизни и смерти, вне языка и культуры, вне неба и земли. Это, конечно, весьма отвлеченная и абстрактная, совершенно неуловимая и постоянно ускользающая человечность, не воплощенная в конкретику земной реальности. Но воплощенная человечность – это уже всегда усеченная и бесконечно ущербная форма, слепая к своим первоистокам, и поэтому способная на самые отвратительные низости. Только наличие абсолютной человечности является гарантом конкретной человечности, гарантом того, что люди не потеряют свой человеческий облик.   Писатель, доктор философских наук Владимир ВАРАВА  
Оставить Комментарии

Загрузка...
Загрузка...

Новости партнеров

Закрыть