loading...
close

Религия превращается в форму российской солидарности - СМИ

11:29 09.09.2015 Views105 Николай Шендарев Версия для печативерсия для печати
На фоне прошедшего скандала с постановкой «Тангейзера» в Новосибирске и других громких дел вокруг «оскорблений чувств верующих», граждане все чаще задаются вопросом о том, как религия влияет на социальную и политическую конъюнктуру в России. Проблема взаимосвязи свободы совести и свободы творчества сегодня попала под пристальный взгляд «Народных новостей». В марте, после жалобы православных верующих из репертуара Новосибирского академического театра убрали постановку оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Сознательные граждане оскорбились из-за появления Христа в качестве героя эротического фильма и афиши, которая изображала распятие между ног богини Венеры. 24 февраля прокуратура Новосибирска возбудила административные дела в отношении директора Новосибирского государственного театра оперы и балета Бориса Мездрича, а также в отношении режиссера-постановщика Тимофея Кулябина. Ранее по факту постановки «Тангейзера» следственное управление СК РФ по Новосибирской области начало доследственную проверку по статье 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». В Новосибирске прошли акции протеста, которые призывали общественность ополчиться против постановки. Позднее все обвинения с директора и режиссера были сняты. Не последнюю роль в новосибирском скандале, равно как и во многих других делах об «оскорблении чувств верующих», сыграли так называемые православные активисты – радикально настроенные группы молодых людей, идентифицирующие себя как борцы за нравственность и духовное развитие России. Между тем, необходимо проводить четкую грань между радикалами и официальной позицией Церкви, уверена главный научный сотрудник центра «Религия в современном обществе» ИСРАН Мария Мчедлова.
«Есть ряд течений, далеко не массовых, о них мало кто знает, включая молодежь. Мы проводили исследования и выяснили, что только один процент опрошенных, что-то слышал или читал о них именно как об организациях. Они преследуют какие-то свои интересы. Выдавать эти группы за выразителей чувств верующих — самая большая ошибка», - приводит слова научного работника портал «Лента.ру».
Впрочем, есть и иная форма самовыражения, заключенная в отстаивании прав творческих людей на свободу самовыражения без привязки к религиозному аспекту. 5 апреля в Новосибирске у здания театра прошел митинг в защиту «Тангейзера» и свободы творчества в России. По результатам митинга была сформирована резолюция, опубликованная на сайте Change.org, в которой было выведено требование о недопустимости цензуры в творческой сфере.
«Мы возмущены тем, что Министерство культуры РФ в конфликте вокруг оперы «Тангейзер» поддерживает церковь и радикальные группы, а не публику, которая вполне однозначно выразила своё отношение к постановке, - отмечается в резолюции. - Происходит радикализация околоцерковных движений, которая может привести к религиозному экстремизму. Религиозные активисты выражают свое недовольство способами, неприемлемыми для светской этики и морали, не сообразующимися с принципами права, выражающими крайнее неуважение к обществу и оппонентам».
Сегодня резолюция вместе с подписями были направлены президенту России Владимиру Путину. «Никто не питает особых иллюзий, что к ним сразу прислушаются - но наш долг использовать любую возможность», - говорится в сообщении организаторов акции. Мария Мчедлова заметила, что сторонников светского формата в жизни в России не так уж и много для того, чтобы активно влиять на политическую конъюнктуру.
«Религия становится новой формой солидарности. Более сильной и важной чем гражданские и политические формы, - отметила Мария Мчедлова в интервью «Ленте». - Люди позиционируют приверженность к православию, скорее как свою культурно-цивилизационную идентичность. Церковь уже не рассматривается как сугубо религиозный институт. Скорее она становится символом общей культурной традиции и идентичности»
Оставить Комментарии

Новости партнеров


Загрузка...
Закрыть