loading...
close
close
Закрыть
18+

Спектакль по Зощенко открыл новый сезон театра "Балтийский дом" в Петербурге

12:19
18 Августа 2019 762

Спектакль по Зощенко открыл новый сезон театра "Балтийский дом" в Петербурге

Новый сезон стартовал в театре "Балтийский дом", который, кстати, в этом году также отмечает 80-летний юбилей своего здания. Открытие нового сезона ознаменовалось возвращением к советской классике: на сцене был представлен яркий спектакль "Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко", сюжет которого основан на рассказах легендарного писателя.

Михаил Зощенко – писатель, знакомый нам с самого детства. Еще в школе многие зачитывались его рассказами "Елка", "Не надо врать", "Калоши и мороженное", а повзрослев, оценили его сатирические произведения. К сожалению, современное поколение хуже знает творчество литератора. По словам режиссера постановки "Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко" Андрея Прикотенко, с помощью своего спектакля он хотел показать тем, для кого Зощенко - просто пыльная книга на самой дальней полке, почему этот автор может быть интересен и в наши дни. Задача объяснить литературный феномен Зощенко перед создателями спектакля не стояла.

"Мы взяли за основу тексты Михаила Михайловича и соединили их с историями из жизни наших актеров. И все герои этих историй реальны, все совпадения не случайны", - пояснил Прикотенко.

Вместе с командой талантливейших артистов "Балтийского дома" Прикотенко смог одновременно передать и атмосферу времени самого Зощенко (например, герои на сцене постоянно хотят сдать деньги в "Добролет", что отсылает к персонажам рассказа "Полетели"), и современные реалии. Происходящее на сцене удивительным образом находит отклик даже у самой молодой публики. Традиционными прочтениями молодежь в просторные театральные залы уже не заманишь – героям приходится проходить некие "квесты", вступать в диалог со зрителями, выходить из пресловутой и набившей оскомину "четвертой стены".

Спектакль по Зощенко открыл новый сезон театра "Балтийский дом" в Петербурге

Именно с такого открытого диалога и начинается спектакль – на авансцену выходит простой человек с гитарой и под тихую, напоминающую бардовскую, мелодию пытается выяснить для себя смысл названия постановки, обсуждает со зрителями особенности современного театра.

Человек с гитарой остается на площадке, но, по сути, растворяется в обстановке, превращается в эдакого "комментатора", читающего авторский текст. Он же поясняет некоторые не совсем ясные для современного зрителя моменты.

На первый план выходит уже не просто образ, а конкретные судьбы, вдохновленные временем. Впрочем, не только в эпоху Зощенко были сварливые жены, неверные мужья, старики и легкомысленные барышни. На сцене, по сути, герои, которых и в наши дни можно встретить на улочках Петербурга, пройдя буквально сто метров от здания театра.

В современном театре балом правит экспрессия, сочетание, казалось бы, несочетаемого. Для Прикотенко способом связать разрозненные элементы стала музыка, ее формы. В "Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко" есть все: аллюзии на Шнура, Вивальди, Бетховен, рэп-мотивы и даже отголоски церковных песнопений. В какой-то момент представления один из персонажей исполняет для любимой дамы хит группы "Руки Вверх" "Крошка моя". Они не просто выдернуты из контекста – зритель может интуитивно "нащупать" в мелодии свои ассоциации, связать их со знакомыми силуэтами из памяти и, соответственно, найти ключ к понимаю героев.

"Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко" наверняка сможет впечатлить тех, кто устал от словословия на нынешней сцене – литературоцентричные спектакли постепенно уходят в прошлое, а на их место становится мощный посыл, который легко можно выразить не словом, а движением или вокальными номерами, которых в новой постановке Прикотенко великое множество.

Зритель, хорошо знающий творчество Зощенко, сразу заметит, что на сцене каждая сценка не имеет конца, обрывается буквально на кульминации. Сначала это может немного мешать восприятию, однако потом понимаешь: все самое главное уже было показано, дальнейшие события не так и важны.

Спектакль по Зощенко открыл новый сезон театра "Балтийский дом" в Петербурге

Отдельно стоит отметить костюмы: создатели спектакля решили не идти по простому пути и не облекать актеров в одежду, характерную для эпохи НЭПа. Поначалу привыкнуть к тому, что на сцене перемещается женщина в розовых лосинах и мужчина в костюме космонавта, а на главном герое одной из сценок пиджак надет на голое тело, непросто, однако потом понимаешь – персонажи могли быть одеты в костюмы вообще какой угодно эпохи, это не имеет особого значения.

Кульминация постановки запомнится гостям открытия нового сезона надолго: под знаменитые строчки писателя о трудностях посещения общественной бани актеры вынесли ведра с водой, мочалки и прямо на сцене начали мыться.

Концовка представления может поразить тех, кто привык воспринимать Зощенко как юмористического писателя – эпилогом для зрителя служат слова поэта Иосифа Бродского о месте человека в этом мире и о важности уважения к людям, без которого нет того самого общества, о котором писал Зощенко. Скорее всего, это связано с духом современности – режиссер видит в Зощенко философа, но никак не юмориста. Это не особо укладывается в сознании тех, кто привык видеть в легендарном писателе тонкого иллюстратора коммунального быта, однако такое прочтение заставляет по-новому взглянуть на всем знакомые произведения.

В завершение стоит отметить, что новая работа Андрея Прикотенко уже получила признание критиков. Постановка выдвинута на премию "Золотой софит" в номинации "Лучший актерский ансамбль".

Интересно? Жми, чтобы подписаться на сайт в Яндексе

Автор: Дарья Балясникова, Ярослава Астафьева

Оставить Комментарии

Загрузка...
Новости smi2.ru
Врачи уговаривали Заворотнюк не делать ЭКО в 47 лет
Общество
Врачи уговаривали Заворотнюк не делать ЭКО в 47 лет
Малышева назвала все новости о болезни Заворотнюк спекуляциями
Общество
Малышева назвала все новости о болезни Заворотнюк спекуляциями
Мы сделали для Вас персональную ленту новостей
Смотреть