Ведущий конструктор восстановления "Авроры" раскрыл тайну судна к 120-летию спуска на воду
Народные новости  /  Мария Белякова

11 мая (24 мая по новому стилю) 1900 года в 11 часов 15 минут в торжественной обстановке благополучно был спущен на воду крейсер "Аврора". С того дня прошло 120 лет. Сегодня корабль является действующим кораблем №1, а также одной из главных достопримечательностей Петербурга.

Крейсер "Аврора" пережил все переломные моменты нашего Отечества, включая три войны. Ремонт такого корабля налагал на исполнителей огромную ответственность. Об этом рассказал ведущий конструктор восстановления "Авроры" 1984–1987 гг. Сергей Овсянников, который так же вошел в состав рабочей группы по современному ремонту крейсера. Во время онлайн-конференции в "Интерфаксе" 20 мая он отметил, что со времени последнего ремонта в 2014–2016 годах "Аврора" обновилась.

""Аврора" стала молодой, получила новую систему видеонаблюдения, новую систему противопожарной защиты, которой ни в одном корабле-музее мира больше не установлено. В ходе последнего ремонта выявилась интересная особенность: прекрасное качество ремонта 30 летней давности – подводная часть находилась в идеальном состоянии", — отметил конструктор.

Ведущий конструктор восстановления "Авроры" раскрыл тайну судна к 120-летию спуска на воду
Народные новости / Мария Белякова

Овсянников также отметил, что многие механизмы были исправны со времен проведения предшествующих восстановительных работ в 1984–1987 годах, которые были приурочены к юбилею СССР.

"В 1987 году правительство поставило задачу перед ленинградскими предприятиями и парией восстановить крейсер в таком виде, чтобы он смог достойно встретить юбилей страны, принять гостей. Эта работа для нашего бюро была необычной. В том числе из-за утерянной технологии постройки. Прежде чем приступить к действиям, конструкторы изучили в архиве чертежи, документы, описания, чтобы работа не носила поверхностный характер. На ее реализацию ушло более года", – добавил собеседник.

Конструктор рассказал, что при обследовании крейсера в 1984 году обнаружилось, что изнутри он был покрыт слоем бетона. Подобную меру для устранения водотечности применили в 1946 году, когда "Аврору" приспосабливали к нуждам Нахимовского училища. Способ широко применялся во всем мире из-за своей дешевизны и быстроты. Но к 1984 году из-за него оказалось непросто выявить источники коррозии, поступления воды. Также бетон стал препятствием для новых инновационных идей конструкторов.

"Тогда министр судостроительной промышленности Белоусов предложил оригинальную технологию: отрезать неремонтопригодную подводную часть и состыковать старую царскую часть с новой, которая была идентичной неремонтопригодной. Эту сложную задачу удалось выполнить!" — признался специалист.

Ведущий конструктор восстановления "Авроры" раскрыл тайну судна к 120-летию спуска на воду
Народные новости / Мария Белякова

Также Овсянников рассказал о случае, который произошел во время ремонтных работ в 2014–2016 годах. Реставраторы обнаружили в обшивке послание из прошлого.

"Рабочие, которые восстанавливали судно с 1984 года, оставили потомкам календарный листок 31 декабря 87 года. Мы нашли его в обшивке при замене в 2014 году. На нем было написано: "С праздником, дорогие друзья! Пускай "Аврора" служит людям, и работайте как мы!" Наши рабочие тоже заложили в этом месте свой листок. Теперь на крейсере есть их памятные воспоминания", — раскрыл тайну конструктор.

Специалист считает, что обнаружить записку сможет только следующее поколение реставраторов. По его словам, это произойдет минимум через 30 лет.

"Это послание можно обнаружить только при снятии зашивки, когда возникнет такая потребность: начнет разрушаться, потеряет вид. По моему глубокому убеждению, такое не случится скоро. Нынешняя обновленная "Аврора" с использованием новых материалов и технологий будет жить еще дольше, но 30 лет – однозначно", -—заключил собеседник.